Усилитель под сабвуфер

Как выбрать усилитель к сабвуферу

Сабвуфер – это динамик, предназначенный для передачи самых низких частот, без которых не обходится танцевально-электронная музыка. Но чтобы получился действительно качественный звук, дополнительно к сабвуферу необходимо приобрести усилитель. Как же его выбрать?

Как подобрать усилитель к сабвуферу по мощности

Если для акустического усилителя основное внимание должно быть обращено на качество звучания, то в случае с сабвуфером ключевая характеристика при выборе – мощность. Она бывает двух видов:

  1. Максимальная (PMPO). Как правило, указывается на корпусе и означает общую мощность для всех каналов с искажениями. Ориентироваться на этот показатель не стоит, так как он не соответствует действительности и служит лишь в качестве приманки для покупателя.
  2. Номинальная (RMS). Обычно фиксируется в техпаспорте или обозначается на коробке. Номинальная мощность – та самая цифра, которой следует руководствоваться, совершая покупку. Параметр должен быть указан при КНИ меньше 0,1% и напряжении, составляющем 14,4 В.

Хорошие усилители для сабвуферов комплектуются сертификатом, который содержит информацию о серийном номере изделия и реальном показателе мощности, полученном в условиях заводского замера. Подобные данные традиционно предоставляют серьезные компании вроде Rockford Fosgate, Alpine или MTX.

Известна привычка преобладающего количества фирм слегка завышать значение мощности, чтобы привлечь внимание потенциального клиента. На этом фоне выгодно выделяется марка DLS: производитель специально немного занижает настоящую цифру, переходя в более низкую категорию устройств, где без труда удерживает лидерство.

По поводу того, каким должно быть значение мощности усилителя для сабвуфера, идут нескончаемые споры. Точки зрения всего три:

  1. Необходимо, чтобы по сравнению с сабвуфером усилитель был менее мощным. Такое мнение ошибочно, поскольку слабое устройство приведет к сгоранию звуковой катушки.
  2. Следует отдавать предпочтение усилителю, равному по мощности с сабвуфером. В этом случае также есть подвох – номинальная мощность нормируется для напряжения 14,4 В, которое практически никогда не удерживается на выходах усилителя. Такая ситуация чревата перегревом звуковой катушки.
  3. Лучше, чтобы усилитель превосходил сабвуфер по мощности. Оптимальный вариант с точки зрения безопасности для аппаратуры. Единственный риск заключается в вероятности механического повреждения катушки, но его можно избежать, если не выводить динамик на максимум и не слушать слишком часто треки на сверхнизкой частоте.

Поскольку превосходство усилителя над сабвуфером в плане мощности дает наибольшие шансы на продолжительный период полезной эксплуатации устройств, то рекомендуется предпочитать именно этот вариант. Также в Сети не утихают дискуссии по поводу требуемого количества ватт. Как показывает практика, лучше выбирать модель усилителя в 1,5-2 раза мощнее, чем сабвуфер.

Усилитель к сабвуферу: какой выбрать? Технические параметры

Для усилителя критично важен лишь показатель мощности, на остальные характеристики можно смотреть постольку-поскольку. Но все же следует обратить внимание на такие параметры:

  1. Частотный диапазон. Пользователю нужно убедиться, что разброс не слишком большой. Серьезные компании дают максимально конкретные значения – например, от 15 до 350 Гц. Если же диапазон указан в пределах 10-500 Гц, то, скорее всего, это просто уловка маркетолога, и усилитель не будет качественно работать на заявленных частотах.
  2. Класс усилителя. Он может быть:
    • АВ – аналоговое устройство с хорошим качеством усиления, но малым КПД и такой же мощностью;
    • D – мощный цифровой усилитель, демонстрирующий высокий КПД, но отличающийся плохим качеством работы.
  3. Количество каналов. По этому критерию устройства делятся на следующие группы:
    • одноканальные (моноблоки) – рассчитаны на низкоомную нагрузку в пределах 1-2 Ом. Встречаются редко, в основном – в профессиональных автомобильных аудиосистемах, где выдаваемая мощность гораздо важнее качества звучания. Практически всегда относятся к классу D. Хорошие примеры – DLS XM10, Alpine PDX-M6, DLS MAD15;
    • двухканальные – предназначены для сабвуферов, рассчитанных на 4-8 Ом. Могут подключаться по мостовой схеме или по сабвуферу/катушке в случае достаточной мощности. Неплохо себя зарекомендовали следующие модели – Eton SR 100.2, Genesis Profile Two, DLS MA23;
    • трехканальные – практически не встречаются, так как вытеснены 4-канальными усилителями;
    • четырехканальные – пользуются наибольшей популярностью. Такие устройства можно применять для 4-х динамиков, сабвуфера и пары динамиков, а также 2-х сабвуферов. Благодаря универсальности и простоте установки 4-канальные усилители рекомендуется выбирать в большинстве случаев. Например, можно остановиться на одной из следующих моделей – Focal FPP 4100, Alpine PMX-F640, Eton SR 60.4, DLS XM40;
    • пятиканальные – представляют собой четырехканальные усилители с дополнительным сабвуферным каналом, благодаря чему также можно подключить фронтальную и тыловую акустику. Эти модели позволяют сэкономить место, а также потратить гораздо меньше денег, чем если бы усилители для сабвуфера и акустики устанавливались отдельно. Обратить внимание стоит на такие устройства – Audison SR 5, DLS MA51, Alpine PDX-V9;
    • шестиканальные – практически никогда не применяются, поскольку редкая система автозвука требует наличия подобных усилителей. Но все же на рынке встречаются 6-канальные модели, например, Gladen XS 75c6 и Mosconi Gladen One 60.6.

Чувствительность для сабвуферного усилителя неважна, поэтому ее можно проигнорировать.

Человек, серьезно относящийся к своей машине, не может допустить, чтобы ее аудиосистема «хромала». Следует позаботиться о приобретении действительно качественного усилителя для сабвуфера, который обеспечит точную передачу низких частот и позволит водителю в полной мере наслаждаться любимой музыкой.

Как выбрать усилитель

Как выбрать усилитель для сабвуфера

Перед тем, как выбрать усилитель для сабвуфера, рассмотрим чем они (усилители) отличаются и какие из них подойдут для вашего низкочастотного динамика.

В основном усилители делятся по:

Мощность

Мощность — это основной параметр при выборе усилителя, от правильной подборки будет зависеть качество звучания и сохранность динамика.

Не раз приходилось слышать мнение, что усилитель не должен превышать сабвуфер по мощности, чтобы его не спалить- ЭТО НЕ ВЕРНО!

Запомните правило — избыточная мощность лучше чем недостаточная

Динамик намного быстрее сгорит при недостатке подводимой мощности и искажений, возникающих из-за этого (клиппинг).

При равных значениях сабвуферу все равно будет недостаточно контроля, так как необходим запас для прохождения кратковременных пиковых нагрузок. При наличии этого запаса бас будет плотнее, быстрее и глубже.

Представьте, что вы жмете штангу от груди, а ваш максимальный рабочий вес 100 кг, если вы начнете поднимать 120 килограммовую штангу — она не сломается, а вот вы можете, если вы возьмете вес соответствующий вашему рабочему, то справитесь приложив все усилия и в последних повторениях руки могут дрожать, а вот если штанга будет весить 80 кг. вы спокойно без рывков и упираний выполните свою работу, при этом в процессе можете поддерживать любой темп. Вот такой грубый пример из отдаленной области, но дает не плохое представление.

При изучении характеристик оборудования не обращайте внимания на яркие цифры, типа 1000 Ватт. и т.п., при этом чем ярче и больше цифры, тем дальше они от правды.

Ориентируйтесь на значение RMS, многие путают ее с номинальной мощностью, но на самом деле RMS — это максимальная (предельная) синусоидальная мощность, при которой усилитель или колонка может работать в течение одного часа с реальным музыкальным сигналом без физического повреждения. Но не будем зарываться в определения, тем более, что этот параметр будет правильным ориентиром при выборе.

При оценке RMS обязательно учитывайте для какого импеданса (сопротивления) она указана и поддерживает ли вообще усилитель сопротивление, предусмотренное вами (подробнее о сопротивлении читайте здесь).

Количество каналов

Моноблок

Одноканальный усилитель, сделан специально для работы с сабвуфером, по этому имеет один канал и отличается повышенной мощностью, иногда в ущерб качеству звучания. Выбирайте его, если вам нужно много громкого баса.

Двухканальный усилитель

Бытует мнение, что двухканальный усилитель работающий в мост (подробнее о мостовом подключении) звучит приятнее моноблока. Стоит выбрать в роли отдельного усилителя для сабвуфера, когда хочется звук «покачественнее», возможно в ущерб мощности или бюджету.

Четырехканальный усилитель

К четырехканальнику можно подключить сабвуфер мостом, а оставшуюся пару каналов использовать для акустики (например подключить миды и твиттеры через кроссоверы), тем самым закрыв одним усилителем всю аудиосистему. Но такой усилитель с достаточной мощностью для нормального сабвуфера будет отличаться высокой ценой.

Пятиканальный усилитель

Данный усилитель имеет выделенный канал для для саба и может обеспечить поканальное усиление (отдельный канал для каждого динамика) всей системы, если у вас «двушка +саб». Утилитарное решение, но это не подойдет для мощного, ярковыраженного баса, так как форм фактор «все в одном» не позволяет впихнуть крупную начинку. Но если у вас не громкая и спокойная система можно остановится на таком варианте, правда выбор в пятиканальниках сравнительно не велик.

К сожалению, как бы ни хотелось обратного, но на рынке автозвука действует упрямый закон «лучше-дороже», бывают исключения, но они довольно редки. По этому обмануть судьбу и получить супер качество по бросовой цене не получится.

Чтобы выяснить в какой ценовой категории выбрать усилитель для сабвуфера, поймите — аудиосистема звучит на столько хорошо, на сколько хорош ее самый слабый компонент. Другими словами, достоинствами одного компонента не вытянуть недостатки другого. Это значит, что если у вас усилитель за 100 000 р., а сабвуфер за 3 000 р. то и звучать эта связка будет на 3 000, так что всегда необходим баланс и правильное распределение бюджета. Поэтому все зависит от вашего «аппетита».

О классах усилителей

В заключение коротко о классах усилителей. В наше время это в первую очередь инструмент маркетологов для манипуляции сознанием потребителей. Поэтому, выбирая усилитель, смотрите на его конкретные параметры, а не на название класса.


Читайте еще:

Выбор автомобильного усилителя для сабвуфера: 4 характеристики, на которые нужно обратить внимание

Для любителей качественного звучания музыки в автомобиле сегодня предлагается большое количество разнообразной аппаратуры. Одним из примеров такого устройства является усилитель для сабвуфера. Автомобильные усилители бывают различной мощности и имеют ряд преимуществ. С помощью грамотно подобранного усилителя возможно добиться идеального звучания любых музыкальных композиций в своём автомобиле вне зависимости от качества колонок.

Назначение усилителя для сабвуфера

На многих магнитолах имеются надписи «4 × 50 w», обозначающие максимальную мощность, выдаваемую на пике сигнала. Однако не стоит надеяться, что акустика при подключении лишь к магнитоле сможет выдать все 50 Ватт. Динамикам под силу воспроизвести музыку при имеющихся 20 Ваттах, которые выдаются магнитолой, оснащённой встроенным усилителем. Такая мощность позволяет прослушивать музыку в чистом звуке, без посторонних хрипов и пищания. Для мощности в пределах 50 Ватт необходим усилитель для сабвуфера.

Классификация усилителей

При выборе усилителя для сабвуфера необходимо обращать внимание на класс.

Класс А — из-за повышенного шума в салоне автомобиля является наиболее редко используемым вариантом, однако самым правильным, если рассматривать со стороны низких искажений.

Класс В — отличается высокой эффективностью, способностью не нагреваться при длительном использовании. Крайне распространен на современном рынке.

Класс АВ — одно из идеальных сочетаний двух вышеупомянутых классов. Как правило, используется в большинстве машин. Обеспечивает хороший результат при низком уровне искажений.

Класс Д — цифровой метод усиления, как правило, используется для низкочастотных сигналов. Сейчас не сильно распространен среди обычных потребителей, однако, при хорошем развитии технологии может превзойти уровень АВ.

Основные характеристики

Прежде чем приступить к выбору усилителя для автомобильного сабвуфера, необходимо определиться с основными техническими характеристиками.

Мощность

Один из главных параметров, на который чаще всего обращают внимание новички. Необходимо помнить, что мощность производитель с лёгкостью может завысить. В первую очередь учитывается, что есть две фактические мощности:

  • номинальная — измеряется при минимальном нелинейном искажении;
  • максимальная — искажения любого рода не считаются, соответственно и слушать с таким усилителем музыку невозможно.

Именно максимальная мощность чаще всего указывается на товаре, хотя по факту она не соответствует действительности. Именно поэтому рекомендуется для начала обращать более пристальное внимание на качество акустики, а не на её мощность.

Частотный диапазон

Важно обращать внимание, чтобы усилитель для сабвуфера работал на частоте в диапазоне от 20 Гц до 20 кГц. Именно подобное звучание обеспечивает максимальное качество и приятное воспроизведение любой музыки. Учитывая, что данный показатель соблюдают практически все производители, обращать внимание на частотный диапазон нет смысла.

Количество каналов

Усилители для сабвуфера бывают:

  • одноканальные — их используют в редких случаях. Например, одноканальные усилки применяются в профессиональной аудиосистеме, в которой важное значение придаётся максимальной мощности сабвуфера;
  • двухканальные — применяются для двух динамиков с целью достижения качественного и достаточно мощного звука. Возможно применения двухканального усилителя для одного сабвуфера. Не стоит забывать, что сабвуфер производит низкие частоты, следовательно, подключается он сразу к 2 каналам в режиме моно. Такое подключение называется мостовым. Это позволяет увеличить в несколько раз мощность, которую выдает автоусилитель. Например, номинальная мощность сабвуфера составляет 2 × 60 Ватт. В случае подключения его в мостовом режиме, мощность составит 1 × 200 Ваттам. Для воспроизведения сабвуфером лишь низких частот применяют встроенный фильтр, который находится в усилителе. Отсутствие данного фильтра приводит к низкому качеству звукового воспроизведения. Что касается остальной акустической системы, то в ней необходимо убрать все низкие частоты;
  • трёхканальные — используются намного реже 4-канальных. В них третий выход предназначен для сабвуфера. В последнее время в продажу они поступать перестали, так как на смену трёхканальным пришли более усовершенствованные четырёхканальные;
  • четырёхканальные — данное устройство является универсальным и позволяет подключать акустику по схеме 2 канала на переднюю акустическую систему и 2 — на сам сабвуфер. В случает отсутствия саба, подключаются задние колонки. При наличии поканального подключения появляется возможность использования 2 выходов под «пищалки» и вторую пару под динамики.

Дополнительные характеристики

Помимо основных характеристик следует также учесть:

  • переходное затухание — данный параметр особенно актуален для двухканальных усилителей. Чем выше будет показатель затухания, тем более мощным окажется стереоэффект;
  • усиление басов — он же эквалайзер, который правильно настраивается на работе с низкими частотами;
  • наличие фильтров — позволяет значительно смягчать звучание даже при более низких остальных параметрах.

Популярные модели автомобильных усилителей и цены на них

Рассмотрим Топ-3 лучших усилителей в различных категориях.

Pioneer GM-D8601

Среди одноканальных моделей именно это устройство считается безусловным лидером на рынке. Несмотря на небольшие размеры усилитель обеспечивает отличное звучание. Принадлежит к цифровому классу D. Отличительно особенностью является довольно высокая мощность — от 300 до 500 Вт в зависимости от звука. Имеет также встроенный качественный фильтр на низкие частоты. Работает одновременно с четырьмя сабвуферами. Стоимость на сегодняшний день составляет около 170 долларов.

Mystery MR-2.75

Лидер среди двухканальных моделей. Благодаря идеальному сочетанию цены и качества производитель смог вывести довольно невыдающуюся по характеристикам модель в лидеры. Обеспечивает мощность до 225 Вт. Имеются встроенные фильтры как на низкие, так и на высокие частоты. Стоимость Mystery MR-2.75 около 200 долларов.

Kicx RTS 4.100

Бесспорным лидером среди четырёхканальных усилителей можно назвать именно Kicx RTS 4.100. Позволяет выжить максимальное качество даже из довольно слабых колонок и саба. Мощность каждого канала достигает 190 Вт при номинальных показателям 4 Ом. Также имеет встроенную опцию Bass Boost для эффективного усиления низких частот. Устройство дополнительно защищено от перегрева и перегрузок, что позволяет спокойно эксплуатировать его на максимальных настройках. Стоимость около 100 долларов.

Заключение

Мы рассмотрели основные факторы, которые в обязательном порядке следует учитывать при выборе усилителя в машину. Исходя из данных по наиболее популярным моделям, можно сделать вывод — найти действительно качественный гаджет по доступной цене не так уж и трудно. Главное — обращать внимание не только на технические характеристики, но и на реальные показатели усилителя с учетом сочетания с вашим сабвуфером.

Как выбрать усилитель для сабвуфера: ценные советы

Как выбрать усилитель для сабвуфера

Как выбрать усилитель для сабвуфера, часто интересуются любители высококачественного автозвука. В этой статье будет подробно написано о простых истинах выбора этого аппарата в автомобиль.
Для новичков это возможность открыть для себя массу нюансов, для опытных – получить новые знания. Зная, какой выбрать усилитель для сабвуфера, можно быть спокойным в плане того, что акустическая система в автомобиле будет в достаточной степени модернизирована.

Усилитель и зачем он нужен

Для начала давайте рассмотрим данный вопрос. Многие желают, чтобы музыка в автомобиле играла громко. Безусловно, для этого требуется усилитель, который вдохнет новую жизнь в автозвук, независимо от того, достаточно ли хорош головной аппарат.

Усилитель для сабвуфера и как выбрать

Итак, автомобильный усилитель, добавленный в акустическую систему авто, способен дать следующие преимущества:

  • Повысится не только мощность звучания, но что более важно, качество воспроизведения. Усилитель в данном случае можно сравнить с чистым источником энергии,управляющим динамиками и сабвуфером, практически не напрягаясь.

Примечание. Отличительной чертой внешнего усилителя, добавленного в систему, является то, что он не имеет ограничений. Другими словами, музыка будет звучать хорошо и чисто на всех уровнях громкости, даже на самых высоких.

  • Часто акустика покупается после того, как в автомобиль был встроен головной аппарат. В некоторых случаях автомагнитола уже бывает установлена автопроизводителем или бывшим владельцем машины, у которого вы ее купили.
    Если приобретенная акустика и сабвуфер высококачественные, то они могут потребовать больше энергии для пиковой производительности. К сожалению, стандартные автомагнитолы этого обеспечить не в состоянии. Вот и приходится воспользоваться внешним усилителем;

Какой усилитель для сабвуфера выбрать

  • Сабвуфер(см.Kick сабвуфер: обзор моделей и секреты технологии производства) – это вообще отдельная история. Эти низкочастотники требуют больше энергии в любом случае. И отдельный усилитель, даже если последний из активных со встроенным «усилком», обязательное условие.

Стандартные акустические стереосистемы, как правило, выдают не более десяти ватт выходной мощности на канал. И это несмотря на то, что на упаковке пишется 4х50 ватт. Таким системам даже не хватит мощи, чтобы преодолеть шум от дороги, что же говорить о высоком качестве звучания?

Как для сабвуфера выбрать усилитель

Примечание. Отличным решением, способствующим модернизации имеющейся стереосистемы, является интеграция с последней усилителя на заводе-изготовителе. Как правило, речь идет о штатных автомагнитолах, специально предназначенных для конкретного автомобиля.

Более простым способом является обновление всей акустической системы путем добавления компактного 4-канального усилителя, который возьмет на себя задачу повысить громкость акустики и сабвуфера.

Типы усилителей

Как правильно выбрать усилитель для сабвуфера

Как известно, бывают несколько разновидностей усилителя:

  • Моно-усилители, которые предназначены для низкочастотника;
  • 2-канальный. Такой нужен в том случае, если в машине не используется тыловая акустика, а только фронтальная. В данном случае 2-канальный усилитель представит собой самый экономичный и практичный вариант, усиливающий только одну пару колонок;
  • 3-канальный усилитель станет вариантом, если в автомобиле с фронтальной акустикой играет еще и сабвуфер;
  • 4-канальный усилитель даст возможность усиления всей акустики, включая и заднюю, а еще и сабвуфера.

Какой усилитель выбрать для сабвуфера

Самым сложным динамиком для искусственного усиления является саб. Именно по этой причине выпускается сегодня так много габаритных усилителей для саба. Они предназначены специально под усиление низкочастотников.
Вот, что рекомендуется знать тем, кто задумался об усовершенствовании звучания сабвуфера:

  • 1-канальные усилители или моно способны работать с широким диапазоном сопротивлений. В таких аппаратах имеется специальная настройка тембра, отдельные фильтры, помогающие громоподобным басам извергаться на полную мощность;
  • 2 и 4-канальные «усилки» тоже способны усилитель саб, но справиться с эффектом низкого импеданса не способны. Они быстро перегреваются, как только саб начинает играть на полную мощь.

Как подобрать усилитель к сабвуферу

Идеальный вариант усилителя для низкочастотника, который даст возможность сабу выдавать отменно сбалансированный звук, это аппарат, отличающийся следующими параметрами: 50-200 ватт.

Примечание. Важно знать импеданс усилителя и саба. Иначе, покупка первого будет пустой тратой денег, так как его невозможно будет интегрировать с динамиком из-за несоответствия. Работать, в принципе, он будет, но перегреваться будет постоянно.

Три мнения

Какой усилитель нужен для сабвуфера

Вот ниже представлены еще некоторые важные моменты, надо обратить внимание.
Как правило, непрофессионалы выдвигают 3 мнения о том, каким должен быть усилитель, чтобы его без проблем интегрировать с динамиком:

  • Аппарат должен быть слабее, чем динамик (это способствует защите саба от перегрузок);
  • Показатели обоих устройств должны быть одинаковыми;
  • Усилитель должен быть мощнее.

Выбор усилителя для сабвуфера

Как же узнать, какое из мнений правильное? Где истина?
Вот, на чем бы хотелось акцентировать внимание читателя прежде, чем мы определим правильное утверждение:

  • Должно быть определено номинальное сопротивление саба;
  • Усилитель должен быть в состоянии функционировать под такие нагрузки;
  • Значение «мощность» будет означать номинальный показатель. На профессиональном языке такую мощность принято называть RMS.

RMS для саба, это всегда мощность, которую он может выдерживать без каких-либо изменений его параметров. Для усилителя же, это мощность максимальная.
Итак, теперь разберемся с правильностью 3-х мнений:

  • Усилитель слабее саба – это очень плохо. Безусловно, это ошибочное мнение, без каких-либо вариантов. Сразу вычеркиваем;
  • Одинаковое значение мощностей – тоже не дело. Как правило, RMS усилителя нормируется для напряжения 14,4 В, если аппарат автомобильный. На выводах усилителя в реальных условиях такое напряжение удержать практически невозможно, тем более, если учитывать подключение фар, стеклоочистителей, отопителя и так далее. Таким образом, усилитель с одинаковой с сабом мощностью, уйдет в клип, так и не достигнув RMS. Перегрев звуковой катушки в таком случае практически неизбежен;
  • Третье мнение предполагает, что мощность усилителя должна быть выше. Действительно, это должно быть так. Скажем больше – усилитель должен быть мощнее в полтора или даже два раза.

Примечание. Конечно же, и у этого варианта есть свои недостатки. Так, если злоупотреблять прослушиванием «инфранизкой» музыкой на высокой громкости, выводя периодически звучание на пределе, никакой динамик, каким бы качественным он ни был, долго не проживет.

Выбор усилителя по мощности

Получить более подробную информацию, касающуюся интеграции саба с усилителем, помогут видео и фото – материалы.
Установить приобретенный усилитель(см.Как подключить к автомагнитоле усилитель и сабвуфер: сам себе мастер), правильно подключить его можно своими руками, если под рукой будет инструкция, подразумевающая, как это сделать. Цена на усилители бывает разная, ведь все зависит от конкретной модели и производителя.

Сообщества › Автозвук › Блог › Выбираем усилитель для сабвуфера

Этот вопрос задается очень часто, а я тут наткнулся на очень грамотное разъяснение от Евгения Мицкевича.

Как выбрать мощность усилителя для сабвуфера?

Вы определились с динамиком для сабвуфера, и на очереди – задача выбора усилителя.
Поиски ответа в Интернете могут сбить с толку кого угодно. Расклад мнений примерно такой:

— Усилитель должен быть меньшей мощности, чем сабвуфер. Чтобы не перегрузить динамик.
— Мощность усилителя должна быть равна мощности сабвуфера.
— Усилитель должен быть мощнее, чем динамик для сабвуфера.

Лебедь, рак и щука, одним словом…
К тому же не говорят, насколько именно мощность усилителя должна быть больше или меньше.

Давайте попытаемся разобраться, кто прав, а кто нет.

Вначале договоримся, что:

— Мы определились с номинальным сопротивлением динамика. То есть, соединили секции звуковой катушки так, как нам нужно, и получили нужное сопротивление.
— Усилитель должен быть в состоянии работать на такую нагрузку.
— Под «мощностью» будем понимать номинальную мощность. Таковая нормируется и для динамика, и для усилителя. Её называют RMS – root mean square.

Для динамика это мощность, которую он может выдерживать долго без необратимых изменений его параметров. В стандартах еще есть кое-какие оговорки, но пока на них не заостряем внимания.

Для усилителя это максимальная мощность, при которой его искажения не превышают определенного значения. Тоже есть нюансы, но в данном случае они несущественны.

И вот что еще нам нужно иметь в виду.
Динамик может быть поврежден либо механическим воздействием, либо тепловым, либо ими обоими вместе.

Механическое – это когда разрушается подвижная система динамика из-за значительного превышения максимального хода конуса. Небольшое превышение, до 20%, обычно допустимо.

Тепловое – когда звуковая катушка перегревается по тем или иным причинам.

Что это за причины?

Первая причина теплового повреждения – клипинг усилителя. Такое бывает сплошь и рядом, если мощность усилителя недостаточна. Вы добавляете громкость, а усилитель исчерпал свои возможности неискаженного усиления и начинает во множестве выдавать гармоники. То есть, отправляет на динамик кучу разных частот, более высоких, чем основная.
Звуковая катушка быстро разогревается и перегорает, если вы не успели вовремя сбросить громкость.

Вторая причина теплового разрушения – выход звуковой катушки за пределы рабочего зазора магнитной системы. Пока она движется в пределах рабочего зазора, ее витки находятся в магнитном поле, и энергия тока, протекающего по ним, расходуется на движение конуса. А когда витки звуковой катушки выходят из рабочего зазора, вся энергия усилителя, несомая током, идет на разогрев катушки.
В этом случае разогрев происходит медленнее, чем в первом случае, но лишь ненамного. Зазевались – и прощай, динамик! До встречи после ремонта!

Механическое повреждение подвижки часто происходит при кратковременном сильном сигнале.
Удар барабана, хлопок переходного процесса усилителя или головного устройства, – вот основные причины «выплёвывания» конуса.
Особенно часто это случается в так называемых «открытых» оформлениях (фазоинвертор, ЧВ резонатор), если не используется фильтр-сабсоник.

Еще одна причина превышения максимального хода – воспроизведение треков, содержащих слишком низкие частоты. На этих частотах ход конуса сильно возрастает, и подвижка может быть разрушена даже сигналом относительно невысокой мощности, намного меньше номинальной.

Так как же быть с усилителем? И так плохо, и так нехорошо…

Не претендуя на истину в последней инстанции, приведу свои соображения.

Слабый усилитель – это плохо. Безоговорочно. Однозначно. Без вариантов.
Слишком велик риск сжечь звуковую катушку.

Мощность усилителя равна мощности динамика — тоже не очень хорошо.
Почему?
Потому, что номинальную мощность автомобильного усилителя обычно нормируют для питающего напряжения 14,4 Вольт. А в реальных условиях мы ни за что не удержим такое напряжение на выводах усилителя. Оно и так будет колебаться во время игры. А если еще подключим фары, печку, щётки…
Словом, усилитель уйдет в клип, не достигнув своей номинальной мощности. Звуковая катушка и тут под угрозой перегрева.

И наконец, третий вариант: усилитель мощнее динамика.
По моему опыту, оптимально, когда мощность усилителя в 1,5-2 раза выше номинальной мощности сабвуфера.
Возникает законный вопрос: а как тут насчет механического повреждения?
Ответ: да, это может случиться. Но если вы не будете издеваться над динамиком, постоянно выводя его на максимальный ход и злоупотребляя «инфранизкими» треками, то он будет жить долго и счастливо.

Как видим, стопроцентного способа не убить динамик не существует.
Потому сохраняем голову на плечах при любом усилителе.

Больше шансов на долгую жизнь динамика дает третий вариант, когда усилитель мощнее.
На нём и предлагаю остановить свой выбор.

Ссылка на основную публикацию