Схемы подключения сабвуферов

Схемы подключения сабвуферов

Ч то может быть проще подключить однокатушечный сабвуфер к моноблоку или многоканальному усилителю. Совсем другое дело, если сабвуфер с двумя звуковыми катушками или их два и более.

Двух катушечный сабвуфер, равно как и два, три и более сабвуферов, можно подключить четырьмя вариантами: каждую катушку по отдельности, параллельное соединение катушек, последовательное и комбинированное.

Что дает каждое из этих вариантов коммутации сабвуферов, прежде всего универсальность, разные возможности. Рассмотрим каждый вариант в отдельности. Но прежде всего, нужно понять, что происходит при параллельном или последовательном соединении катушек.

При параллельном соединении катушек, общее сопротивление, грубо говоря, становиться в два раза меньше. Например: соединив параллельно две 4 Ом катушки, у нас получится общее сопротивление в 2 Ом, если соединить две 2 Ом катушки, получится сопротивление в 1Ом.

Противоположный эффект получается при последовательном соединении. При последовательном подключении двух 4 Ом катушек, получаем сопротивление равное 8 Ом, при подключении двух 2 Ом катушек, получаем 4 Ом. и т.д.

Подключение каждой катушки по отдельности. Данный вариант позволяет подключить мощный двух катушечный сабвуфер к менее мощному четырехканальному усилителю, если нет или не имеется возможности приобрести мощный моноблок. Естественно сопротивление катушек должно соответствовать рабочей нагрузке усилителя в мостовом соединении и регуляторы GAIN должны быть на одном уровне.

Параллельное соединение катушек – сабвуферов. Как описано выше, при параллельном соединении, сопротивление уменьшается вдвое, что дает возможность усилителю, работающему с более низкой нагрузкой, выдать больше мощности. Но как говорится «если где-то убудет, то обязательно где-то прибудет». В данном случае так и есть, только наоборот, мощность увеличилась, а контроль усилителя над сабвуфером уменьшился, вследствие чего, бас становится размазаней.

Последовательное соединение катушек. Если усилитель мощный, почему бы и нет, увеличиваем импеданс (сопротивление) и получаем более проработанный бас. Хочу еще добавить, если сопротивление скоммутированых катушек превышает допустимую нагрузку усилителя, это совсем не страшно, просто отдаваемая мощность усилителя будет меньше. Допустим усилитель с заявленной работой на нагрузку в 4 Ома, выдает 500 Ватт, при нагрузке в 8 Ом, к примеру — выдаст 350 Ватт.

Комбинированное соединение. Сабвуферы — катушки, одновременно подключаются последовательным и параллельным соединением, для коммутации на определенную нагрузку. Вариантов соединения, великое множество, все зависит от количества сабвуферных динамиком, сопротивления звуковых катушек сабвуферов и от возможностей усилителя.

Схема подключения сабвуфера

Как известно, сабвуфер – это одна из составляющих акустической системы. Он может присутствовать как в домашнем кинотеатре, так и музыкальном центре. По своей сути, это динамик, который может воспроизводить низкие частоты, находящиеся на нижнем пороге чувствительности уха человека.

Сабвуфер может быть активным и пассивным. Активные сабвуферы хороши тем, что они разгружают основной усилитель домашнего кинотеатра. Однако их стоимость несколько выше, чем у пассивных сабвуферов, но при этом они надежнее. Главный недостаток последних – необходимость точной увязки имеющийся акустической системы с пассивным сабвуфером. В данной статье мы разберем инструкцию и схемы подключения обоих типов сабвуфера.

Схема подключения усилителя и сабвуфера

Чтобы подключить усилитель и сабвуфер, вам нужно выполнить несколько несложных действий. Сначала нужно подключить линейный выход усилителя к линейному входу сабвуфера типа «тюльпан». Такой вход может быть стерео. Сигналы смешаются внутри сабвуфера, или отправятся на два различных усилителя. Существуют сабвуферы, в которых находится динамик с двойной катушкой и сама катушка с двойной обмоткой. К каждой из таких обмоток будет подключен свой отдельный усилитель.

Если усилитель, который вы планируете подключить к сабвуферу, имеет разъем типа RCA, то в таком случае для подключения придется использовать Y-образный кабель, который двойным концом нужно подсоединить к линейным входам сабвуфера.

Схема подключения активного сабвуфера

Активный сабвуфер, то есть имеющий встроенный усилитель, необходимо подключать, используя коаксиальный кабель RCA-RCA (типа «тюльпан»-«тюльпан»). Один конец такого кабель нужно подключить к сабвуферу, а второй к шестиканальной аналоговой панели ресивера. Использовать следует разъем с надписью Subwoofer. Если на сабвуфере окажется два или четыре разъема типа «тюльпан», то нужно использовать разъем белого цвета. Также для подключения сабвуфера возможно использовать выходные терминалы, которые обычно используются при подключении систем акустики. В таком случае, акустические системы вместе с сабвуфером смогут параллельно функционировать в низкочастотном диапазоне.

Схема подключения пассивного сабвуфера

Теперь перейдем к подключению пассивного сабвуфера. Его можно подключить к выходу Pre Out Subwoofer, для этого у самого сабвуфера сзади должны быть две клеммы. Такой сабвуфер можно подключить с помощью отдельного усилителя.

Важно не забывать ставить «отсечку» в ресивере на сабвуфер. Так вы сможете регулировать лишь общую громкость всей своей акустической системы. В противном случае есть очень большой риск испортить сабвуфер, если пользоваться только регулятором усилителя сабвуфера.

Также пассивные сабвуферы можно параллельно подключить к фронтальным колонкам. В стерео варианте пассивный сабвуфер идеально подходит к домашнему кинотеатру. Чтобы использовать его совместно со стерео усилителем, необходимо подключить к выходам усилителя выходы сабвуфера. Чтобы осуществить задуманное, лучше всего использовать акустические кабели толщиной от 2.5 до 4 мм.

Длину таких кабелей вы можете отрегулировать сами – в зависимости от того, насколько далеко друг от друга будут находиться все необходимые приборы. Важно не забыть во время подключения убедиться в том, что полюсы штекеров и полюсы предоставленных каналов соответствуют друг другу. Выходы сабвуфера нужно подключить к сателлитам.

Рассказ о том Как установить (подключить) Сабвуфер в автомобиль 400w Subwoofer

Установка Сабвуфера в Машину Своими Руками от Автоэлектрика Сергея Зайцева

Как подключить Активный сабвуфер в Автомобиле ВАЗ 2110. Kicx ICQ300BA

Схема подключения пассивного сабвуфера: многоканальная акустика

Схема: подключение сабвуфера пассивного

Прежде чем обсуждать способы подключения, нужно знать, какие виды автомобильных сабвуферов существуют, и в чём заключаются особенности каждого из них. Поэтому, сначала вам будет предложена инструкция по выбору данного элемента акустической системы, а затем мы рассмотрим схемы подключения пассивного сабвуфера.

Разновидности сабвуферов

По способу исполнения, эти низкочастотные громкоговорители могут быть открытыми и корпусными. Открытый сабвуфер – это динамик, не имеющий замкнутого корпуса, и монтируется обычно в панель автомобиля.
Итак:

  • Для качественного звучания, сабвуфер должен выдавать частоты ниже двадцати герц. Для акустического оборудования открытого типа это нереально. Даже с помощью фильтрации, максимум, что можно из него выжать – это сто герц.
  • В корпусном сабвуфере динамик закрыт в определённом контуре. Причём, он может быть даже изготовлен индивидуально(см.Как сделать сабвуфер: дельные советы). В свою очередь, они тоже подразделяются на три вида.
  • Первый из них представляет собой герметичный корпус, и называется: «ящик закрытого типа». В этом случае, звуковая волна замыкается и гасится внутри ящика.
    Как правило, такие сабвуферы не обладают большой мощностью, хотя и прекрасно воспроизводят низкие частоты. Обычно их производят из недорогих материалов, поэтому и цена такого оборудования более доступна.
  • Второй вариант сабвуфера имеет в своём корпусе отверстие определённого размера, называемое «фазоинвертор» (на фото сбоку). Давление, создаваемое данным тоннелем, воздействует на динамик, и на определённой частоте звук набирает силу.

Автомобильный фазоинверторный НЧ динамик

  • Фазоинверторное отверстие является своеобразным фильтром, ограждающим диффузор динамика от избыточной нагрузки, неизменно возникающей в замкнутом пространстве. Сабвуферы с фазоинвертором могут иметь всевозможные характеристики, и довольно популярны среди автолюбителей.
  • Есть и третий вид корпусного сабвуфера, называемый бандпасс — он имеет наиболее сложную конструкцию. По сути, это многополосный комбинированный громкоговоритель.
    Он имеет два отделения: в одном находится фазоинвертор, а другое – это герметично замкнутый ящик.
  • Герметичный отсек находится в тыльной части динамика, а впереди — тоннель, дающий выход звуковым волнам наружу. Подобная конструкция позволяет провести установку сабвуфера в любой точке автомобиля.
    Только нужно иметь в виду, что бандпасс для автомобиля следует брать только в заводском корпусе. Собирать его самостоятельно не стоит – только потратите время.
  • Есть сабвуферы, конструкция которых предусматривает наличие встроенного в их корпус усилителя. Их называют активными.
    Сбалансированный в заводских условиях тандем «усилитель-динамик» даёт хороший звук, да и подключить его можно своими руками. Но проблема в том, что в машине сложно найти такое место, чтобы звучание было качественным.
  • Поэтому, в подавляющем большинстве, в автомобилях устанавливается пассивный сабвуфер, не имеющий встроенного усилителя. Схема подключения пассивного сабвуфера предусматривает различные вариации расположения приборов.
    Это удобно, так как в данном случае, управление звуком осуществляется на усилителе, который расположен в салоне. А сабвуфер можно установить, например, в багажнике.

Сабвуфер в багажнике

  • Выбирая пассивный сабвуфер, нужно смотреть не только на его дизайн. Чтобы звучание было качественным, необходимо, прежде всего, сопоставить мощность сабвуфера и усилителя. Ориентироваться нужно на количество каналов ресивера.
  • Мощность сабвуфера, как пиковая, так и номинальная, должна соответствовать суммарной мощности всех каналов соответственно. Это значит, что для шестиканального усилителя, с мощностью каждого канала в 120 Вт, потребуется сабвуфер с характеристикой 720 Вт. И лучше, если этот показатель будет процентов на двадцать выше.
  • Объём его корпуса тоже должен быть эквивалентен мощности динамиков. Его размеры, да и конкретное место установки в машине, должны быть просчитаны заранее, так как салон автомобиля – это не домашний кинотеатр, а достаточно ограниченное пространство.

Многое, конечно, зависит и от мощности самой магнитолы. Если этот показатель не самый удовлетворительный, лучше приобрести активный сабвуфер, а в придачу – ещё и усилитель.
Для автомагнитолы, которая выдаёт хорошую мощность, схема подключения сабвуфера пассивного, будет наиболее органичной.

Варианты подключения

В усилителе(см.Как подключить к автомагнитоле усилитель и сабвуфер: сам себе мастер), как правило, есть выход, специально предназначенный для подключения низкочастотного динамика (Pre Out Sub). Соединение производится акустическим кабелем, сечение которого подбирается по таблицам, в соответствии с характеристиками используемого оборудования.
К автомагнитоле усилитель подключают кабелем с разъёмом RCA:

  • Можно, конечно, обойтись и без усилителя, подключив сабвуфер к фронтальным колонкам. Но диапазон звучания при этом будет гораздо скромнее.
    Для того, чтобы отфильтровать звук, в определённой точке соединения устанавливается фильтр, как это показано на схеме. По сути, он берёт на себя некоторые функции усилителя.

Схема: подключение сабвуфера пассивного

  • И всё же подключение через усилитель более предпочтительно, так как в этом случае, значительно уменьшаются нагрузки на динамики. Для того чтобы справиться с этой работой, можете посмотреть видео. Мы тоже вкратце об этом расскажем.
  • Прежде чем приступать к любым соединениям, автомобиль следует обесточить, отсоединив минусовую клемму аккумулятора. Затем, определившись с местом установки усилителя и сабвуфера, протягиваете к нему кабель от магнитолы.
  • Прокладку провода производят за обшивкой салона, используя предусмотренные для этого технические отверстия. Лучше всего, пустить кабель поверху, под крышей – так меньше шансов случайного повреждения в будущем.
    Провод крепится по всей длине пластиковыми хомутами, и тщательно маскируется.
  • На место установки сабвуфера необходимо постелить любой амортизирующий материал: войлок, поролон, пробковую подложку. Это убережёт его от вибрации.
    Усилитель должен находиться на некотором расстоянии от сабвуфера — в противном случае могут появляться помехи. Оба прибора фиксируются болтами.
  • Вставляете кабели в соответствующие разъёмы, не забывая про полярность. В акустических системах, соединяемых двужильным кабелем, низкие частоты обладают наибольшей мощностью. Это не может не сказываться на качестве звука.
  • С целью его улучшения используют метод bi-wiring, предполагающий применение четырёхжильного кабеля. Происходит своеобразное разделение: одна пара идёт на фильтра высоких и средних частот, а другая – для низких. В более сложном варианте, для НЧ и ВЧ выводятся на отдельные усилители, и, соответственно, динамики. Такой вариант подключения называется bi-amping.

Усилитель с винтовыми RSA разъёмами

  • В этом случае, настройка звучания будет наиболее качественной, так как есть возможность отдельно регулировать частоты. В акустических системах многих производителей предусмотрены клеммы определённой конструкции, позволяющие производить подключения данными способами.
  • Это винтовые разъёмы, предназначенные для разных частот, которые соединены проводными перемычками, чтобы можно было выполнить и обычное мостовое подключение (на один динамик сабвуфера). Для соединений вышеописанными способами, эти перемычки удаляются.
  • Для подключения каждого усилителя требуется по два кабеля. Схема bi-wiring предусматривает подсоединение обоих проводов к одному выходу усилителя, тогда как в bi-amping выходы должны быть отдельные.

Для того, чтобы вся акустическая система взаимодействовала, как единое целое, и давала наиболее качественное звучание, сигналы всех каналов усилителя суммируют. Если подача сигнала идёт на сабвуфер, имеющий сдвоенную катушку, сумматор устанавливается на выходе ресивера.
Важно, чтобы диапазоны частот при суммировании не пересекались, иначе усилитель будет испытывать перегрузки. Защиту, в данном случае, обеспечит пассивный акустический фильтр.

Студия автозвука Электросила

✆ +38 (066) 607-45-19 ✆+38 (068) 359-71-76

Как подключить одноканальный усилитель (сабвуферный моноблок)

Одноканальные автомобильные усилители предназначены для одной цели-работать с сабвуфером. Такие усилители обладают повышенной мощностью и способностью работы с низкоомной нагрузкой.

Что такое низкоомная нагрузка — нормальное сопротивление автомобильной акустики- 4Ом, все что имеет более низкое сопротивление (3Ом, 2Ом, 1Ом) называют низкоомной нагрузкой.

Часто это усилители класса D. Практически все одноканальные усилители имеют встроенный фильтр LPF (обрезающий все частоты выше частоты настройки фильтра), переключатель смены полярности (фазы) 0-180°, фильтр «subsonic»- обрезающий звуковые частоты ниже 10-15Hz а также регулятор уровня сабвуфера. Схемы подключения одноканальных усилителей просты. Вы можете подключить один или несколько сабвуферов, в параллель или последовательно. Сабвуферы воспроизводят монофонический сигнал -стерео сигнал от головного устройства суммируется в усилителе.

Вот самая простая и распространенная схема подключения сабвуфера. Стерео сигнал низкого уровня (линейный) от магнитолы попадает в усилитель, суммируется, усиливается и сабвуфер воспроизводит монофонический сигнал. Один сабвуфер имеет сопротивление 4 Ом. Все очень просто. (Голубым цветом обозначены межблочные кабели, зеленым-акустические).

Вот как подключаются сабвуферы (и любые другие динамики) в параллель:

Таким образом можно подключить не только два но и больше сабвуферов, главное чтобы усилитель смог справиться с сопротивлением нагрузки. Формула для расчета сопротивления выглядит так:

В нашем случае, при параллельном подключении двух сабвуферов сопростивлением 4Ом каджый мы получаем полное сопротивление 2Ом. Большинство сабвуферных усилителей рассчитаны работать с такой нагрузкой.

Достоинством такого подключения является то что усилитель развивает более высокую мощность с низкоомной нагрузкой (загляните в инструкцию к своему усилителю!). Недостатком является то что качество звука ухудшается- бас теряет контроль, становится размытым. Усилители, работающие с низкоомной нагрузкой больше греются. За все надо платить!

При последовательном подключении сабвуферов полное сопротивление складывается. Вот пример подключения двух сабвуферов сопротивлением 4Ом последовательно:

Формула для расчета сопротивления в таком случае простейшая- просто складываем сопротивления всех динамиков:

При таком подключении качество звука улучшается, а мощность развиваемая усилителем падает. Ищите компромисс.

Теперь поговорим о фильтрах. Самый главный фильтр в сабвуферном усилителе это фильтр LPF (или ФНЧ). Этот фильтр (упрощенно) пропускает все частоты ниже частоты на которую он настроен и обрезает все что сверху.

Таким образом, наш сабвуфер воспроизводит только самый низкий бас, как ему и положено. Если ваш сабвуфер стоит в багажнике то рекомендуем не поднимать частоту среза выше 70Hz для того чтобы бас не локализовался сзади. Настраивается LPF фильтр опытным путем, до достижения слитного звучания сабвуфера с мидбасом, и это целая наука и везение ?

Фильтр subsonic — это фильтр инфра-низких частот. Хорошие сабвуферные усилители всегда имеют такой фильтр. Рекомендуется всегда включать сабсоник если у вас сабвуфер в корпусе с фазоинвертором или free air. Для закрытого ящика это не обязательно.

Некоторые усилители (в основном дешевые и средние по цене) имеют так называемый «Bass Boost» — эквалайзер, добавляющий баса на низких частотах. Мы рекомендуем пользоваться им только в крайних случаях или не пользоваться вообще. Использование бас-буста приводит к повышенным искажениям и может даже привести к выходу динамика из строя вследствие перегрузки. То же касается и тонкомпенсации на магнитоле (функции LOUD). Выключайте её — если у вас уже есть сабвуфер то она вам не к чему.

Читайте другие наши статьи для того чтобы понять:

Подключение автомобильных сабвуферов с двумя катушками

Динамики с двойной звуковой катушкой
Это все те же головки электродинамического типа, да и внешне они мало чем отличаются от аналогов с одной звуковой катушкой. Их можно «вычислить» разве что по дополнительной паре клемм для подключения усилителя мощности. Впрочем, эта пара клемм — уже следстви е технологии, а причина состоит в наличии независимого дополнительного провода, который наматывается на каркас звуковой катушки поверх стандартной обмотки. Обычно оба этих проводника изготавливаются из одного материала и имеют идентичное число витков с близкими электрическими характеристиками.

Ясно, что введение дополнительной обмотки приводит к удорожанию конструкции сабвуфера. Но, как ни парадоксально, к явному выигрышу это не ведет, а по таким критериям, как характеристическая чувствительность, КПД и пр. такие сабвуферы вполне могут проиграть традиционным.

Так почему же конструкции с двойной звуковой катушкой, точнее говоря — с двойной обмоткой, настолько популярны?

Двух катушечный сабвуфер, равно как и два, три и более сабвуферов, можно подключить четырьмя вариантами:

каждую катушку по отдельности

параллельное соединение катушек

Что дает каждое из этих вариантов коммутации сабвуферов, прежде всего универсальность, разные возможности.

Рассмотрим каждый вариант в отдельности. Но прежде всего, нужно понять, что происходит при параллельном или последовательном соединении катушек. При параллельном соединении катушек, общее сопротивление, грубо говоря, становиться в два раза меньше. Например: соединив параллельно две 4 Ом катушки, у нас получится общее сопротивление в 2 Ом, если соединить две 2 Ом катушки, получится сопротивление в 1Ом. Противоположный эффект получается при последовательном соединении. При последовательном подключении двух 4 Ом катушек, получаем сопротивление равное 8 Ом, при подключении двух 2 Ом катушек, получаем 4 Ом. и т.д.

Данный вариант позволяет подключить мощный двух катушечный сабвуфер к менее мощному четырехканальному усилителю, если нет или не имеется возможности приобрести мощный моноблок. Естественно сопротивление катушек должно соответствовать рабочей нагрузке усилителя в мостовом соединении и регуляторы GAIN должны быть на одном уровне.

Параллельное соединение катушек


Как описано выше, при параллельном соединении, сопротивление уменьшается вдвое, что дает возможность усилителю, работающему с более низкой нагрузкой, выдать больше мощности. Но как говорится «если где-то убудет, то обязательно где-то прибудет». В данном случае так и есть, только наоборот, мощность увеличилась, а контроль усилителя над сабвуфером уменьшился, вследствие чего, бас становится размазаней.
1/R=1/R1+1/R2+. 1/Rn

Последовательное соединение катушек.


Если усилитель мощный, почему бы и нет, увеличиваем импеданс (сопротивление) и получаем более проработанный бас. Хочу еще добавить, если сопротивление скоммутированых катушек превышает допустимую нагрузку усилителя, это совсем не страшно, просто отдаваемая мощность усилителя будет меньше. Допустим усилитель с заявленной работой на нагрузку в 4 Ома, выдает 500 Ватт, при нагрузке в 8 Ом, к примеру — выдаст 350 Ватт.
R=R1+R2+. +Rn

Сабвуферы — катушки, одновременно подключаются последовательным и параллельным соединением, для коммутации на определенную нагрузку. Вариантов соединения, великое множество, все зависит от количества сабвуферных динамиком, сопротивления звуковых катушек сабвуферов и от возможностей усилителя.

Ссылка на основную публикацию