По снегу на машине

S-labMotorsport › Блог › Ездим по снегу… )

Так получилось, что у меня много написано про колеса, и совсем не написано как же ими пользоваться.
Поэтому сейчас будет много субъективного, когнитивного и ассоциативного.

Ваще, снег самая неоднородная субстанция для передвижения путем качения )
Слишком уж велик диапазон механических свойств.
С рассмотрением и классификацией оных, в целом, справляется литература (например любимая книга «вездеходные колесные и комбинированные движители» www.drive2.ru/b/2526565/ ), мы же, согласно всем известному принципу, не будем плодить сущности сверх надобности (с)

Есть два главных параметра — тяга и сопротивление движению.
Когда 1 больше 2 едем, когда уравновесилось — крутим колесами и стоим
Величина сопротивления движению зависит не только от глубины погружения колес и других элементов ходовой части, а также от свойств поверхности.
Глубина погружения колес зависит, в первую очередь, от соотношения несущей способности поверхности и удельной вертикальной нагрузки под колесами относительно опорной площади колеса (удельного давления те).

Особенностью снега является то, что он мало подвержен уплотнению, и тяга зависит только от величины трения между кристаллическими частицами и удельного давления.
Чем больше опорная площадь, тем больше связей сопротивляется сдвигу, тем выше тяговая реакция.
Это, практически означает, что зацепиться за снег зубчатым колесом толком не получится.

Как иллюстрация — одни из самых проходимых на сегодняшний день колесных машин «Тром8» и «Шерп» сдаются перед небольшим снежным подъемом.

На видео мы можем наблюдать, как слои снега свободно сдвигаются относительно друг друга, колеса буксуют и закапываются.
Развить тягу превышающую сопротивление не получается.
И первый вывод сделаем — буксование приводит к погружению колеса и дальнейшему увеличению сопротивления движению.

В большинстве случаев глубина колеи не может превышать половину колеса, дальше потеря тяги и остановка.
Чем меньше глубина колеи, тем больше тяговые способности колеса и выше кпд движения.
Это тоже обсуждали — www.drive2.ru/b/2795830/

Итого.
Больше площадь — меньше уделка — меньше глубина колеи — больше тяга — меньше сопротивление движению.

Пример — vk.com/video1808894_164850624
Маленький шлепоход и Тойота 70 + irok 39″

Я думаю, что с многообразием сочетаний тяги и сопротивления разобрались.
Вздохнули.
И второй вывод — уверенно ехать мы будем пока глубина колеи не превысит 13 колеса.
Проваливаемся глубже — движение не стабильно, вплоть до полной невозможности.
От вариантов, когда колесо фактически катится по земле, а масса свежевыпавшего, пухлого снега только создает небольшое сопротивление, до ситуаций, когда достаточно 15 см слоистого фирна, перемежающегося кристаллической крупой, чтобы сделать движение по нему невозможным.

Наблюдал, как то раз, очень интересное явление при движении шины оболочки при давлении около 0.05.
Колесо сдвигает пласт снега почти равный величину пятна, (по вектору тяги) он перемещаясь уплотняется настолько, что колесо может толкнуться.
Потом колесо перекатывается на менее плотное, и процесс повторяется.
Те движение происходит периодическими толчками, след похож на гребенку.
И очень там много непонятного происходит в этих колебательных абстракциях.

Жалко не сфотографировал.

Если не едем.
Все хорошее заканчивается неожиданно и вот мы встретились с условиями, где машина не едет.
Давление в колесах почти на нуле, но опоры не хватает, проваливаемся и зарываемся.
На самом деле опытный водитель практически никогда не застревает, если умеет уплотнять снег под колесами, или, как говорят на севере, «топтать» .
Первое чему нужно хорошо научится — чувствовать начало пробуксовки, согласно первому выводу )
Буксовать нельзя. то есть совсем нельзя.
Катимся, как только чувствуем, что уперлись и колесо хочет сорваться, нажимаем сцепление, машина откатывается назад.
Представляем себя на качелях, в нужный момент подыгрываем сцеплением и раскачиваемся.
Раскачиваемся и уплотняем, уплотняем и раскачиваемся.
Снег спешки и суеты не признает, способствуя созерцанию и познанию дзена))))
Хорошо запомнить немудреное правило этого процесса «чем медленнее тем быстрее». (с)
Малейший проворот колеса приводит к закапыванию, не вытерпел, надавил газ — выходи махать лопатой.


По глубокому снегу на машине: как проехать, и что делать, если застрял

Расскажем о технике передвижения по глубокому снегу, и о том, как извлечь застрявший автомобиль, если предыдущими советами вы решили пренебречь

Шаг вперед, два назад.

Если вы ознакомились с предыдущей частью нашего ликбеза и еще не передумали бороться со стихией, то, пожалуй, можно отправляться в путь. Главное помнить, что при движении по снежной массе не рекомендуется допускать сильную пробуксовку колес. Во-первых, только что мы с вами частично спустили шины и агрессивное вождение может привести к их разбортировке. Во-вторых, с бесцеремонным обращением с педалью акселератора крайне велик риск быстро и качественно закопаться. Снег нам необходимо не рыть, а укатывать — поэтому лучше придерживаться принципа «шаг вперед, два назад», особенно, если машина движется с ощутимым сопротивлением. Проехали немного и, как только почувствовали, что колеса начинают пробуксовывать больше обычного, а автомобиль движется не вперед, а вниз, сразу же прекращаем движение. Включаем заднюю передачу и снова «протаптываем» колею, но уже назад. Затем снова вперед – и так, пока не преодолеем заметный участок.

Классическая автоматическая коробка передач в этих случаях бывает удобнее, чем МКП – обеспечить момент трогания с места без пробуксовки с ней легче. На «механике» в этом случае чуть тяжелее, зато проще пользоваться методом раскачки и удобнее двигаться накатом: после небольшого разгона перед сугробом выжимаем педаль сцепления, и автомобиль пробивает себе путь за счет своей инерции (так меньше вероятность зарыться). Бывает, что по целине автомобиль может комфортно двигаться с постоянной низкой скоростью и без потребности каждый раз сдавать задним ходом, но и здесь нужно все время быть начеку, дабы вовремя остановиться. Все-таки, лучше медленно ехать, чем долго копать.

Иногда целину можно преодолеть и на весьма большой скорости – то бишь ходом. Это актуально в нескольких случаях: к примеру, нужно «пролететь» короткий и глубокий заснеженный участок; когда снег достаточно мягкий, а почва твердая; есть немалая уверенность в своих силах, а поблизости, на всякий случай, заготовлен подходящий буксир. Однако здесь могут быть подводные, а точнее, подснежные, камни: на большой скорости есть риск влететь во что-то действительно тяжелое и погнуть при этом элементы подвески, рулевого управления или еще хуже – пробить поддон двигателя или коробки. Также не стоит забывать про тип привода автомобиля: понятно, что полный привод в этом случае предпочтительнее. Но если вас угораздило-таки оказаться в поле на заднеприводной машине, нужно по возможности нагрузить заднюю ось (вещами или людьми — неважно). Так немного развесовка автомобиля станет более правильной (вспомните, каким проходимцем был легендарный «Запорожец»!). Если автомобиль передне- или полноприводный, то в момент, когда он движется с трудом, нужно почаще вращать рулем на малые углы – таким образом у шины появляется дополнительный зацеп.

Скарб в помощь

Для преодоления бездорожья даже в штатном оснащении вашего автомобиля можно найти немало полезных вещей. Так, например, вместо цепей противоскольжения, серьезно улучшающих проходимость автомобиля почти на любом оффроуде, можно использовать автомобильный трос (если трос ленточного типа, то его необходимо скрутить таким образом, чтобы он стал круглее и толще) или же обычные веревки. Для этого можно использовать как целиковый трос, так короткие куски, которыми нужно обмотать шину, продевая через отверстия в диске. Главное, завязывать нужно очень крепко и следить, чтобы материя не цепляла за элементы подвески и тормозов. С подобными самодельными приспособлениями автомобиль даже на летних шинах может пробираться даже по очень глубокому снегу. Но с пробуксовкой здесь нужно быть еще более деликатным: закопаться можно ох как глубоко.

Приехали

Но даже если вы все-таки смогли посадить ваш любимый автомобиль на днище, не отчаивайтесь – безвыходных ситуаций не бывает! Если вы послушались предыдущих советов, и вовремя убрали ногу с акселератора, не дав автомобилю приблизиться к центру земли – то ситуация, скорее всего, безобидная. Поэтому берем в руки лопату или любой другой подходящий предмет (например, книгу, планшет или ноутбук) и начинам откапывать автомобиль. Если автомобиль мостовой, то дело проще – откапывать скорее всего придется только пространство под мостами. Если автомобиль с независимой подвеской, то освобождать скорее всего будет необходимо все соприкасающееся со снегом пространство под днищем и возле колес. Далее пробуем аккуратно, без пробуксовки, выбираться задним ходом.

Не выходит? Закапывается еще глубже? Тогда достаем из багажника домкрат (уж он-то точно дожжен быть с собой!) и поднимаем наиболее углубившуюся часть автомобиля. Если площадка ровная, то порой может сработать такой фокус: добиваемся, чтобы автомобиль стоял на домкрате без «ручника» и не падал, после чего сталкиваем его, к примеру, назад. Главное, смотреть, чтобы домкрат не навредил целостности автомобиля, а автомобиль не скатился при этом обратно в яму. Но обычно такой способ сложно осуществим, поэтому под вывешенное колесо нужно что-то подложить. Подойдет все: доски, ветки, ненужные вещи…

А профессионалы этого дела, то есть джиперы, придумали даже специальные устройства – сенд-траки различной конструкции. Но даже если твердых предметов под рукой нет, можно попытаться утрамбовать под вывешенным колесом снег и положить на него резиновый коврик или плотное одеяло, которые не дадут провалиться колесу.

Управление автомобилем зимой: езда по снегу и в гололед полезные советы

На курсах в автошколах потенциальных водителей предупреждают, что в первый год после выдачи прав лучше отказаться от идеи самостоятельного управления автомобилем в зимний период. Связано это с повышенной сложностью вождения транспортного средства по заснеженным дорогам. Даже в крупных городах дорожные службы не всегда справляются со снежным покровом на дорогах, а в сельской местности или за пределами основных трасс и вовсе очистке дороги не уделяют должного внимания. В целях собственной безопасности водитель должен заучить основные правила езды по снегу и в гололед в зимнее время года. К тому же, эти правила совсем простые и очевидные, но их несоблюдение может стоить водителю и пешеходам жизни.

Езда по снегу – основные правила

С опытом водители начинают лучше чувствовать свой автомобиль, и они даже не задумываются о том, как водить машину зимой. Но в первые годы за рулем, во время движения по участкам дороги, которые замело снегом, следует помнить об основных правилах предосторожности:

  • Двигаться следует только по дорогам, которые обозначены знаками и бордюрами. Если данное правило не соблюдается, увеличивается риск попасть колесом в яму, наехать на колдобину, бордюр или другой опасный для шины и колеса объект;
  • Поворачивать необходимо с предельной осторожности на максимально низкой скорости и очень плавно. Ни в коем случае не думайте «бросать» машину в поворот!;
  • Необходимо максимально оградиться от движения по спускам и уклонам. Если автомобиль застрянет, то задним ходом самостоятельно выбраться под уклон практически невозможно;
  • В зимний период водитель обязан устанавливать специализированную резину. Лучше, если она будет с настоящими шипами для повышения сцепления с дорогой. Не следует накачивать шину до предельных значений в зимний период;
  • Не залезайте на автомобиле в снег, который может оказаться выше радиуса колеса. Проблемы возникнут не только в краткосрочной перспективе в виде необходимости доставать автомобиль с посторонней помощью, но и велик риск попадания снега в элементы двигателя.

Озвученные выше правила применимы к любому типу снега. Всего же автомобилисты разделяют снег на дороге на 3 основных категории. Для каждого типа снега характерен свой стиль вождения, который позволит избежать аварий.

Езда по рыхлому снегу

В середине или начале зимы снег часто идет без дождевых осадков, и он рыхло ложится на землю. Часто за пределами города на проселочных или небольших дорогах, где практически нет трафика, такой снег может лежать нетронутый автомобилями и дорожными службами. Данный тип снега преодолевать проще всего – его необходимо проехать на хорошей скорости, старясь не тормозить.

Рыхлый снег должен разлетаться из-под колес автомобиля, и застрять в нем невозможно, если соблюдать правила движения по заснеженным дорогам.

Езда по мокрому снегу

Сложным условием для водителя автомобиля является движение по мокрому снегу. Главное правило при езде по «тяжелому» снегу – необходимо максимально исключить возможность полной остановки автомобилю. Машина должна создать собственную колею и по ней двигаться, закатывая в нее новый снег и преодолевая его шинами. Исходя из законов геометрии, чтобы задние шины на поворотах могли пройти по колее, созданной передними, лучшим вариантом будет проходить их с максимальным радиусом.

Внимание: Если машина полностью остановилась в мокром снегу, по которому она двигалась с большим трудом, лучше немного сдать назад, а после этого вновь начать движение. Это позволит вернуть автомобиль в нужную колею и дальше двигаться накатом на нее.

Обратите внимание, что если ставится задача преодолеть на автомобиле большой участок дороги с мокрым снегом, лучше озаботиться спуском давления в шинах. При движении по дороге со столь сложными погодными условиями, опустите давление в шинах до 0,7-1 атмосфер. Двигаться рекомендуется на заранее выбранной передаче, стараясь держать обороты двигателя на одном уровне. Если вы стали ощущать, что автомобиль может заглохнуть, лучше остановиться, но не с помощью тормозов, а продолжая движение на сцеплении (для ручной коробки передач) или без нажатия педали акселератора (для автоматической трансмиссии).

Езда по снежному насту

Снежный наст является одним из самых сложных условий для движения автомобиля. Если предстоит долгая поездка по снежному насту и избежать ее нельзя – важно подготовить к данному испытанию шины, а еще лучше найти партнера, которому также необходимо преодолеть тяжелый участок заснеженной дороги.

Двигаться по снежному насту следует на спущенной резине до значения в 0,3-0,4 атмосфер. Из-за льда, образованного на снежной массе, сцепление колес автомобиля снижается практически до нуля. При этом жесткая ледяная корка имеет большое сопротивление и с трудом проминается под шинами. Опускать давление в шинах рекомендуется, чтобы увеличить площадь давления на снежный наст, что позволит прогибать и разламывать ледяную корку.

Опытные водители рекомендуют при движении по снегу, покрытому льдом, поворачивать с помощью предварительной «раскатки» поворота. Для этого необходимо:

  • Полностью остановиться перед поворотом не используя тормоза;
  • Далее руль слегка выкручивается в сторону противоположную повороту, а автомобиль сдает назад;
  • После этого руль поворачивается немного в сторону поворота, и автомобиль движется вперед.

    В зависимости от крутизны поворота, массы автомобиля, мощности двигателя, обледенелости снега и других параметров, может потребоваться повторить описанную выше процедуру 2-3 раза. Это необходимо чтобы максимально расширить колею, с которой будет производиться поворот.

    Если удалось найти партнера для езды через дорогу, на которой образовался снежный наст, он будет выступать в качестве страховки. Один из автомобилей должен двигаться вперед , продавливая под собой ледяную корку, а второй при необходимости сможет вытянуть его назад, если машина застрянет.

    Езда в гололед

    Правила безопасного движения в гололед практически не отличаются от методов продвижения по снегу. Однако если снежная насыпь часто встречается на дорогах малой интенсивности, то гололеду свойственно образовываться на трассах, протяженных дорогах общего пользования и в городе. При езде в гололед требуется быть предельно внимательным и не забывать о следующих правилах:


    Из-за слабого сцепления с дорогой любые резкие движения могут привести к проскальзыванию и нежелательным заносам. Чтобы этого избежать, соблюдайте «золотое правило» — никогда не следует на скользкой дороге делать резкие движения;

  • Из правила выше выходит, что останавливать автомобиль на перекрестке или светофоре предстоит долго из-за запрета на резкий тормоз. Это значит, что необходимо увеличить дистанцию до автомобиля, следующего впереди;
  • При повороте автомобиля в гололед нога должна быть убрана с педали газа, даже если скорость автомобиля очень низкая;
  • Ни в коем случае не старайтесь объезжать такие препятствия, как люки или увеличенная снежная насыпь. Резкое движение руля может увести автомобиль в занос – лучше понизить скорость и преодолеть препятствие.
  • Перед тем как выезжать на дороги зимою, внимательно отнеситесь к подготовке автомобиля:

    • На нем должна быть «обута» зимняя резина;
    • Зеркала и стекла очищены от наледи;
    • С крыши должна быть удалена «снежная шапка», которая рискует оказаться на лобовом стекле при торможении, что приведет к опасной ситуации;
    • Фары, задние фонари и другие средства освещения и индикации должны быть очищены.

    Если вы направляетесь в дальнюю поездку, обязательно убедитесь, что аккумулятор хорошо заряжен, и не придется заводить автомобиль при севшем источнике питания в экстремальных условиях.

    Как ездить по мокрому: какой снег страшнее автомобилисту

    Северные народы используют для обозначения снежного покрова до десятка слов. Обычному автомобилисту достаточно трех: мокрый, сухой, укатанный… Почему опытные путешественники боятся именно первого – мокрого?

    Снег, легкий и пушистый в мороз, меняет свои свойства при плюсовой температуре. Если слой его достаточной велик – порядка 20 см и более – то он не тает и долго держит «заданную форму» даже при +5 о С. Но на самом деле снежный покров при температуре воздуха выше нуля садится, насыщается влагой, уплотняется и становится в разы труднее для преодоления его автомобилем.

    Преодолевать слой мокрого снега машине в несколько раз труднее, чем обычный сухой той же толщины.

    Но с виду, глядя из автомобиля, он остается все тем же буквально «белым и пушистым». Это и сбивает с толку многих путешественников, которых часто успокаивает плюсовая температура и не опасный на вид слой снега перед капотом: «Да тут до дачи 300 метров по снежку, прорвемся!»

    На самом деле, мокрый снег, будучи плотным, намного сильнее сопротивляется колесам, которые не могут подминать его при вращении. К тому же влага служит шинам отличной смазкой, из-за которой шины начинают скользить и буксовать, усугубляя положение.

    Пожалуй, мокрый снег можно сравнить с глубокой грязью, отличие лишь в том, что в мокрый снег автомобиль на штатных зимних шинах зарывается не так быстро – колеса скользят в образовавшихся лунках, не вгрызаясь в глубину. Хотя тут многое зависит от веса автомобиля и профиля резины.
    Под мокрым снегом часто скрывается настоящая грязь – грунт, впитавший выпавшую из снега влагу. Если вам не повезет и машина успешно дороется до «расквашенной» земли, то без трактора можно и не выбраться. Учтите также, что на подобных маршрутах на обочинах и тех участках полевых дорог, где снег уже сошел, весь грунт тоже будет раскисшим. Так что даже развернуться, чтобы вернуться на твердый путь, вам будет нелегко.

    Рыхлый снег на дороге, перемолотый колесами, пусть даже и мокрый – это еще не главная трудность. Хуже всего целина слоем более 20 см.

    Еще один сюрприз, который готовит мокрый снег охочему до внедорожных траблов автомобилисту, кроется в самом низу. Если снег выпал на замерзшую землю, даже при плюсовой температуре под ним может сохраняться лед. На котором, достав до него колесами, машина будет буксовать еще веселее. Оставаясь, естественно, на месте.

    Мокрый снег на грунте образуется из обычного сухого после установления температуры выше 0 о С, а может нападать и в готовом виде.

    Что делать?

    • Бояться. Если целина из мокрого снега превышает в глубину 15 – 20 см, избегайте движения по таким участкам – во всяком случае, на обычных дорожных шинах и без полного привода (хотя из опыта тест-пилотов Авто24 известно, что и 4х4 в таких ситуациях не панацея).
    • Относитесь к участкам с глубоким мокрым снегом, как к густой грязи аналогичной глубины. С соответствующими приемами вождения – раскачкой, движением внатяг на малых оборотах, использованием лопаты для удаления брустверов перед колесами.
    • Протопчите дорожку. Если для проезда к спасительной чистой дороге вам осталось всего лишь пару десятков метров, протопчите ногами дорожку для колес. И плавно трогаясь, двигайтесь по ней, не допуская развития буксования, сдавая при необходимости назад для нового разгона.

    Рекомендация Авто24

    Прежде чем съехать с чистого асфальта на заснеженную дорогу, остановитесь и оцените возможность проделать обратную операцию самостоятельно. Мокрый глубокий снег – настоящая западня, которая не даст возможности развернуть машину. Слой сухого и слой мокрого снега – это две большие разницы, в особенности если глубина приближается к клиренсу вашей машины. Считайте мокрый снег глубокой грязью.

    Езда по снегу. Прошу совета

    Опции темы
    Поиск по теме

    Езда по снегу. Прошу совета

    В общем и целом ситуация такая есть Ескудо TD01W — пятидверный на автомате без дифференциала повышенного трения без внедорожного тунинга вообще, резина зимняя липучка Близзак 215/70/R15. В субботу с мужиками по работе собираемся на покатушки, они в основном на Шнивах. Внедорожного опыта никакого. В месте покатушек в прошедшие выходные снегу в поле было около 10см, сейчас метёт, думаю к следующим выходным будет около 20см. Естественно перед подъёмчиками наметет побольше. Прошу совета чтоб не ударить в грязь лицом. Когда включать понижайку, автомат в какое положение ставить при просто езде по снегу, перед горкой с наметённым внизк снегом чего делать?
    Понимаю вопросы дилетантские, понимаю что всё придёт с опытом, но хотелось бы услышать советы бывалых, может в чём то поможет.

    Лопата и трос тебе поможет, а опыт придёт. Включай ВД и топи.

    понижайку можжно вообще не вырубать — пусть будет.

    Езда по снегу — это самое сложное, что есть во внедорожной практике.
    Я серьезно.

    Для твоей покатушки советов три:
    1. Колеса надо сдувать, увеличивая пятно контакта. До минимума, на что ты согласен. Помни о вероятности разбортоваться. Проверь работоспособность насоса и живость запаски.
    2. Не забудь лопату. Это единственное средство, которое позволяет ехать по _любому_ снегу.
    3. Типичная и основная проблема при движении по снегу — трогание с места.
    Нужно точно дозировать момент на колесах не допуская пробуксовки колес, постепенно набирая скорость.
    На штатных колесах и штатных двигателях — это очень тяжело т.к. скорость вращения колес большая, колеса узкие, сопротивление качения «асфальтовой» резины очень небольшое.
    Как следствие — моментальный срыв колес в пробуксовку.

    Снег преодолевается двумя способами:
    1. Прокопавшись до «жесткого» и езда по нему.
    Реально при глубине снега где-то до половины колеса.
    Если снега больше, то машина веса эскудынивы начнет в таком снегу всплывать, упираясь небольшим просветом в снег. который нагребает под себя.
    При такой езде выигрывает та машина, которая:
    а) имеет большие просветы (меньше лобовое сопротивление отвалу снега)
    б) имеет меньшее количество «перпендикулярных элементов кузоватрансмиссии».
    Т.е. под днищем нет того, что снег не может перевалить и во что он упрется.
    По этим критериям штатная сузука сильно уступает ниве.

    2. Плавать по поверхности.
    Для этого нужно, чтобы сила выталкивающая на поверхность была больше давления колес на снег.
    Достигнуть этого можно установив очень широкие и зубатые колеса (что, в твоем случае нереально) или набрав высокую скорость (это уже реально).
    Т.е. постепенно разгоняешься и стараешься поддерживать скорость движения постоянной в районе 10-20 кмч.
    На таких скоростях проходится снег, тронуться в котором ты просто не сможешь (лобовое сопротивление больше тяги, развиваемой колесами до срыва их в пробуксовку).

    Основные правила движения:
    1. Стараться не допускать пробуксовки колес на небольших скоростях т.к. в такой ситуации протектор делает лунки в снегу, преодолеть которые тебе еще не хватит инерции и ты остановишься.
    Тронуться из них уже может и не получиться.
    2. Пролетать переметы, поляны, просеки, лепки и другие участки глубокого снега только ходом, набрав МАКСИМАЛЬНО возможную для этих условий скорость ПРЕДВАРИТЕЛЬНО.
    На открытых участках снега всегда больше и он, как правило, рыхлый (т.е. тяга, развиваемая колесами, особенно асфальтовыми, на нем минимальна)
    Как правило остановка или сброс скорости на таких участках приводит к долгому использованию лопаты.
    Дернуть тебя, если застрял посреди поля, скорее всего тоже не смогут т.к. так же прилипнут и даже если и смогут самостоятельно тронуться, то тяги для рывка уже может и не хватить.
    При пролете глубокого снега твоя выгода в том, что у тебя автомат. который переключает передачи не теряя сцепления с грунтом.
    Т.е. разгоняешься, тапку в пол и полетел.
    3. Останавливаться только в тех местах где сможешь тронуться.
    Т.е. в лесу, на участках разметеннй земли, твердом насте.
    4. Если понадобится сьезжать с дороги в лесу (уступить дорогу, развернуться и т.д.) то делать это надо быстро, сразу и за один проход.
    Желательно найти место, где ты сможешь проехать за один присест по одной непрерывной траектории.
    Действия: разгоняешься, выскакиваешь на читый снег, летишь придерживаясь траектории и выскакиваешь на дорогу за один присест.
    Если снега вне дороги более чем половина колеса, то разворачиваться в несколько этапов может просто не получиться — сядешь как только машина остановится.
    5. Избегать движения на разных высотах. Проходить разновысотные препятствия ходом.
    Т.е. сьезд с дороги, преодоление колей, тропинок, снегоходных дорог и заезд обратно на дорогу производить ходом.
    Сцепления со снегом очень маленькое и малейший перекос будет приводить к диагоналке (т.е. никуда не едем).
    6. Если вариантов нет (везде плохо, а проехать надо), то останавливаться лучше на равномерном снегу.
    Т.е. на самом рыхлом, без колей и наста.
    Из такого проще всего будет откопаться.
    Останвливаться «частично», т.е. половина в снегу, половина на дороге, на дорогахтропинкахснегоходных колеях нельзя. В 90% случаев при попытке тронуться окажешься в диагоналке.
    7. Останавливаться лучше «с горки».
    Т.е. чтобы при трогании твоя машина хоть немного но ехала с горки.
    Остановка «в горку» может привести к тому, что ехать ты сможешь только назад.
    Самая засадная остановка — это в распадке, когда и вперед и назад «в горку».
    Лопата поможет, но это может оказаться очень долгим.
    8. Если чувствуешь что машина садиться (тапку давишь, а машина наоборот замедляется), то в таком случае надо немедленно бросать газ.
    По идее надо отключить мотор от трансмисси.
    Как это сделать на автомате — не знаю.
    Идея в том, что машина, движущаяся по инерции, уплотняет перед собой и под колесами снег, повышая вероятность потом, после полной остановки, уехать с этого места хотя бы назад.
    ПОсле такой остановки ехать ТОЛЬКО назад.
    9. В сомнительных ситуациях всегда трогаться сначала назад а потом, набрав скорость, прорываться вперед.
    Сзади снег уже раскидан до величины просветов и ехать назад, как правило, легче.
    10. Если едешь назад, чтобы потом прорываться вперед, то бесполезно сдавать сантиметры.
    Ехать надо до тех пор, пока не сдашь до горизонтального участка, не заберешься задом в горку или не выедешь из глубокого снега вообще.
    Лишний раз сдать назад на 10-20 метров полезнее, чем зашоркаться до диагоналки на одном месте.
    Быстрее получится.
    11. Если машина остановилась в горку, то трогаться вперед или с небольшим разгоном даже не пытайся.
    Скатывайся к подножью и предпринимай новую попытку преодолеть склон с одного захода.
    Исключением являются затяжные горки, где сдавать назад может понадобится десятки или сотни метров.
    В таких случаях смотри по ситуации.
    Иногда проще такую горку объехать за несколько км, чем ломиться в нее несколько часов.

    Правила следования в группе
    1. Всегда дожидаться прохода передней машиной препятствия перед тем как лезть туда самому.
    В противном случае ты можешь сесть сам и запереть переднюю машину.
    Дедлок из котроого спасет только лопата.
    2. Всегда оставлять машину на таком расстоянии от передней, чтобы утой было место сдать назад до «благоприятного» места (начало склона, ровное место без снега и т.д.)
    3. Перед тем, как ехать на машине «спасать» товарища — крепко думать т.к. выкапывать две сидящие машины — это по крайней мере вдвое больше работы лопатой.
    4. Стараться, чтобы всегда по крайней мере одна машина оставлась «на ходу».
    На случай поломки остальных, каких-то аварийных ситуаций и тому подобного нужно всегда иметь средство, на котором из леса можно будет спастись.
    Т.е. если едет три машины, две село, то третью не трогать вообще — пусть стоит на том месте где она ездить может и лопатами спасать первые две.
    5. Если останавливаешься не вынужденно (ехать некуда после проскока засады) то всегда останавливаться так, чтобы машина могла потом ехать.
    Лучше не доехать до интересуещего места несколько метров, чем потом откапываться после неудачной попытки тронуться.

    Вещи и оборудование
    Думаю что ты сам понимаешшь, что поезда ЗИМОЙ в лес — это штука такая. можно и кони двинуть.
    На всякий случай:
    1. Иметь с собой двойной запас теплых вещей, которые завернуть так, чтобы они остались гарантированно сухими в любых условиях.
    2. Иметь с собой хотя-бы небольшой запас чего-то горючего.
    В случае чего, попыка развести костер «спичками» из мороженного дерева может и не получиться.
    Проще всего захватить с собой пару мешков угля для шашлыков и пару банок розжига для них.
    Весу немного, а разжечь это можно и на открытом ветру и на голом снегу.
    3. Желательно иметь какой-никакой ЗИП для машины.
    Состав ЗИПа зависит от состояния машины и твоего знакомства с ее особенностями.
    Но, даже если ты считаешь что у тебя машина в идеале, не помешает иметь: тормозуху, антифриз, пару упаковок «холодной сварки», пару комплектов ремонта бескамерных шин и канистру бензина.
    4. Основное правило путешествий по лесу зимой: если сели и перспективы вылезти в ближайшее время туманны, то первым делом разводить костер. Пригодится прямо сейчас или нет — дело 10е, но когда он спешно понадобится может быть еже поздно (темно, очень холодно и т.д.)
    5. Бензин не жалеть.
    Если на улице мороз, то машину не глушить, печку не выключать, чтобы всегда была возможность согреться.
    Бензин будешь считать когда до дома успешно доберешься.

    Ну вот что-то типо так, надеюсь не надоело 🙂

    ПС: Включать ли и когда пониженную — сам решай по обстоятельстом.
    Выбирай то, что позволит тебе трогаться и разгонться в твоих конкретно условиях.
    На механике, к примеру, в рыхлом снегу и штатных колесах пониженная нафик не нужна — скорость невозможно набрать.

    Ссылка на основную публикацию