Как поменять маслосъемные колпачки не снимая головки

ЗАМЕНА МАСЛОСЪЕМНЫХ КОЛПАЧКОВ

ЗАМЕНА МАСЛОСЪЕМНЫХ КОЛПАЧКОВ

Внешним признаком износа маслосъемных колпачков является кратковременное появление голубого дыма из выхлопной трубы после пуска двигателя и при торможении двигателем после длительного движения под нагрузкой. При этом постоянного дымления обычно не наблюдается. Косвенные признаки – увеличенный расход масла при отсутствии внешних течей и замасленные электроды свечей зажигания.

Заменить маслосъемные колпачки можно, не снимая с двигателя головку блока цилиндров.

Замена колпачков показана на примере двигателя SOHC (мод. 4G18). Основное отличие головки блока двигателя DOHC (мод. 4G63) – в конструкции крепления распределительных валов, уложенных в постели подшипников головки и закрепленных съемными крышками подшипников (при замене маслосъемных колпачков у этого двигателя нужно снимать распределительные валы). Клапанные узлы обеих головок конструктивно одинаковы и отличаются только размерами деталей. Маслосъемные колпачки заменяют одинаковыми приемами.

Вам потребуются: все инструменты, необходимые для снятия крышки головки блока цилиндров (см. «Замена прокладки крышки головки блока цилиндров и уплотнительных колец колодцев свечей зажигания» ); ключ «на 12», пинцет (или намагниченная отвертка) для вынимания сухарей из тарелок пружин клапанов…

…приспособление для сжатия пружин клапанов…

…инерционный съемник маслосъемных колпачков. На другом конце показанного съемника есть оправка для напрессовки колпачков. При отсутствии такого съемника потребуются пассатижи для снятия колпачков и оправка подходящего диаметра для их напрессовки на направляющие втулки клапанов.

1. Отсоедините провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи.

2. Выверните все свечи зажигания.

3. Установите поршень 1 -го цилиндра в положение ВМТ такта сжатия (см. «Установка поршня первого цилиндра в положение ВМТ такта сжатия» ).

При таком положении коленчатого вала в ВМТ находятся поршни 1-го и 4-го цилиндров. Это дает возможность «рассухарить» клапаны указанных цилиндров без риска уронить их в цилиндр.

5. Выверните тринадцать болтов крепления осей коромысел клапанов…

На болтах крепления осей коромысел установлены сухари. Не потеряйте их и установите на прежние места при сборке головки блока.

6. …и снимите оси вместе с коромыслами.

Если вы не предполагаете заменять коромысла клапанов, их оси и распределительный вал, не снимайте коромысла с осей, чтобы при сборке установить их на прежние места.

После снятия осей вместе с коромыслами не переворачивайте коромысла вверх гидрокомпенсаторами зазоров в клапанном механизме. В противном случае из гидрокомпенсаторов вытечет масло и перед сборкой придется удалять из них воздух заправкой дизельным топливом (см. «Проверка, промывка и замена гидрокомпенсаторов зазоров в механизме привода клапанов» ).

7. Установите приспособление для сжатия пружин клапанов, ввернув в одно из отверстий головки блока болт крепления оси коромысел клапанов и зацепив приспособление за этот болт.

8. Сожмите приспособлением пружину клапана.

9. Выньте из тарелки пружины пинцетом или намагниченной отверткой два сухаря. Затем снимите приспособление.

10. Снимите тарелку пружины…

11. …и пружину клапана.

Опорную шайбу пружины клапана можно не снимать, так как она не мешает замене маслосъемного колпачка.

12. Спрессуйте маслосъемный колпачок с направляющей втулки клапана. Для этого установите на колпачок цангу приспособления для снятия маслосъемных колпачков и резко ударьте бойком по втулке цанги. Затем так же резко ударьте бойком по ручке приспособления, спрессовав тем самым колпачок с втулки.

13. При отсутствии приспособления для снятия колпачков снимите колпачок пассатижами. В этом случае усилие нужно прикладывать строго вверх и не проворачивать колпачок, чтобы не повредить направляющую втулку клапана.

Не снимайте колпачок, поддевая его с двух сторон отвертками. Направляющая втулка, на которую надет колпачок, изготовлена из металлокерамики, и ее кромка легко откалывается.

14. Перед установкой новых маслосъемных колпачков рекомендуем снять с них пружины, иначе колпачки можно повредить, когда они будут проходить через проточки под сухари на клапанах. Если в комплект новых колпачков входит пластмассовая установочная втулка, пружины можно не снимать. В этом случае наденьте втулку на стержень клапана.

15. Смажьте внутреннюю поверхность маслосъемного колпачка моторным маслом и продвиньте колпачок по стержню клапана до направляющей втулки.

16. Установите оправку для запрессовки колпачка. Легкими ударами бойка по оправке запрессуйте колпачок доупора. При отсутствии специального приспособления можно подобрать цилиндрическую оправку подходящего диаметра и через нее напрессовывать колпачок легкими ударами молотка по оправке.

В качестве оправки можно использовать длинную головку из набора инструментов. Нужно выбрать головку с 12 гранями и фаской внутри отверстия, чтобы головка контактировала с колпачком посплошной окружности.

17. Снимите направляющую втулку со стержня клапана или наденьте на колпачок пружину, если ее снимали.

18. Установите пружину и тарелку клапана в порядке, обратном снятию. Установите сухари с помощью приспособления так, чтобы они встали в проточки стержня клапана.

После установки сухарей ударьте молотком через металлический стержень по торцу клапана, чтобы сухари сели на место.

Если установленные с перекосом сухари останутся незафиксированными, при пуске двигателя «рассухаренный» клапан провалится в цилиндр, что приведет к серьезной аварии двигателя.

19. Аналогично замените маслосъемные колпачки остальных трех клапанов 1-го цилиндра и четырех клапанов 4-го цилиндра.

20. Проверните коленчатый вал на пол-оборота, чтобы в ВМТ установились поршни 2 — го и 3-го цилиндров, и замените маслосъемные колпачки остальных клапанов.

21. После установки осей коромысел клапанов в сборе с коромыслами на двигатель и крышки головки блока, пустив двигатель, удалите воздух из каналов подвода масла к гидрокомпенсаторам зазоров в механизме привода клапанов (см. «Проверка, промывка и замена гидрокомпенсаторов зазоров в механизме привода клапанов» ).

Как поменять маслосъемные колпачки на ВАЗ 2107

Замена маслосъемных колпачков на ВАЗ 2107 без снятия головки проводится довольно легко. Единственное условие – это аккуратность. В статье дается полная инструкция с нюансами.

Содержание статьи:

  • Признаки того, что надо менять колпачки
  • Инструменты
  • Замена
  • Видео

В одной из статей мы уже писали, о чем может рассказать цвет выхлопа, или же цвет нагара на свечах. Если вкратце, то и то, и другое должны быть черными.

Признаки для ремонта маслосъемных колпачков

Однако это не панацея, есть несколько признаков того, что пора менять маслосъемные колпачки:

  • Повышенный расход масла. Конечно, не стоит доводить до такого состояния двигатель, но все равно такая ситуация может возникнуть. Так вот, при сильном износе сальник становится заливной горловиной, которая приводит только к еще большему расходу. Если такая ситуация сложилась, то прощай масло через пару сотен километров. В это трудно поверить, но оно прямо вылетает из выхлопной трубы;
  • Голубой дым из выхлопной трубы. Он сопровождается масляным налетом на конце патрубка;
  • Черный нагар на свечах зажигания. Причем, он должен быть именно нагаром, а не сажей.

Инструменты для замены маслосъемных колпачков ВАЗ

Замена маслосъемных колпачков на ВАЗ 2107

Пришло время приступить непосредственно к замене. Прежде всего, как и перед началом любых других работ, необходимо отсоединить минусовую клемму аккумулятора. На карбюраторных автомобилях так же нужно снять воздушный фильтр и карбюратор. Затем действия не отличаются друг от друга.

  • Снимаем крышку клапанов. Заранее следует запастись тарой для шайб и гаек, потому что шайбы здесь специфические. Конечно, их без труда можно найти в любом автомагазине, но откладывать сборку ради этого не хочется;
  • После этого проворачиваем коленчатый вал так, чтобы получить такое положение, в котором поршни первого и четвертого цилиндров находятся в верхней мертвой точке. Это можно проверить при помощи метки на шкиве, либо щупом: в таком положении оба клапана вышеуказанных цилиндров будут свободны;
  • Затем откручиваем две гайки крепления натяжителя цепи и вынимаем его. В этот момент важно не потерять прокладку.

  • Собираем все в обратном порядке, устанавливаем корпус с распредвалом, затяжку производим в порядке, указанном на картинке;
  • Ставим на место шестерню, не забываем про метки. Собираем все в обратном порядке.

Ну вот и все, замена маслосъемных колпачков без снятия ГБЦ окончена.

Видео: замена маслосъемных колпачков на классическом двигателе ВАЗ:

Как заменить маслосъёмные колпачки самостоятельно в 9 этапов?

Стабильная работа двигателя зависит от качества смазки механических деталей и регулярной замены расходных элементов. В газораспределительном механизме лишнее масло снимают сальники клапанов (маслосъёмные колпачки). При движении штоков клапанов происходит смазка трущихся деталей. Плотно прилегающие сальники препятствуют попаданию посторонних веществ в камеру сгорания, пропускают только необходимое количество масла. В процессе длительной эксплуатации необходима замена маслосъёмных колпачков. Износ элементов сопровождается падением компрессии и снижением мощности двигателя.

Недостаточное закрытие клапанов приводит к появлению лаковых отложений в головке цилиндров и на поршневой группе. Критерии, указывающие на износ сальников:

  • регулярное появление нагара на свечах зажигания;
  • завышенный расход моторного масла;
  • отсутствие стабильных оборотов на холостом ходе;
  • при резком повышении оборотов — обильное выделение дыма сизого цвета.

Прохождение технического обслуживания включает регулярную замену масла, воздушных, масляных и топливных фильтров. Сальники клапанов рассчитаны на эксплуатацию автомобиля до 100000 км. По факту — проводить замену приходится раньше указанного ресурса.

Устройство маслосъемных колпачков (сальников клапанов)

Маслосъёмный сальник имеет форму цилиндра с усечённым конусом. Для плотного контакта с поверхностью направляющей клапана предусмотрено полимерное кольцо с пружиной-эспандером. Пластмассовое (или резиновое) кольцо снимает излишки масла при движении стержня клапана, а пружина позволяет плотно фиксироваться на штоке.

В конструкции сальника долгое время применялось резиновое кольцо. Варианты из каучука и фторопласта появились недавно. Связанно это с тем, что резина быстрее дубеет и теряет свои свойства. Изготовление кольца с применением современных полимеров продлевает срок эксплуатации сальника.

Назначение маслосъёмных колпачков

Длительная бесперебойная работа ДВС обеспечивается качественной смазкой трущихся деталей. Маслораспределительный механизм обеспечивает подачу масла в небольшом объёме. Распределительные валы в головке цилиндров и поршневая группа — нуждаются в постоянной смазке. Вал вращается и вокруг него образуется облако из масла. Регуляция количества смазки происходит маслосъёмными колпачками.

Нагар на поверхности клапана приводит к неполному закрытию и появлению зазора. В камере сгорания происходит воспламенение горючей смеси, а излишки масла оседают в виде лаковых отложений. При опускании клапана вниз сальник штока препятствует попаданию избытка масла. Защищает поршневую группу от налета, возникающего при сгорании масла и топливной смеси. Маслосъёмные колпачки относят к расходным элементам, так как они нуждаются в периодичной замене.

Расположение маслосъёмных колпачков в двигателе

На блоке цилиндров установлена головка с распределительными валами и клапанами. Стержень клапана движется через направляющую втулку. Тепловой зазор между ножкой и втулкой закрывается колпачками. Сальник расположен так, чтобы масло из головки не попало в камеру сгорания. Шейки распределительных валов получают масло под давлением, а остальные узлы — за счёт разбрызгивания. Сняв головку блока двигателя и распределительные валы, можно увидеть расположение сальников в седлах клапанов.

Признаки износа маслосъёмных колпачков

Узнать о необходимости замены можно без разбора двигателя. Имеют маслосъемные колпачки следующие признаки износа:

  • превышенный расход масла;
  • синеватый дым;
  • нагар на свечках зажигания.

При износе сальников увеличивается расход масла. Это происходит и при «закоксованности» поршневой группы, но при этом есть визуальное отличие. Заметны масляные потёки на патрубке сапуна. Выхлоп дыма сизого цвета — признак того, что масло попадает в камеру сгорания. «Троение» двигателя и нагар на свечах зажигания обоснованы протеканием масла через сальник штока. Автомобилю необходима диагностика и замена сальников.

Срок службы маслосъёмников не зависит от цены и производителя. Для бюджетных и «премиум» авто-ресурс рассчитан на пробег до 100000 км.

Процедура замены маслосъёмных колпачков

  1. Отсоединение воздушного фильтра, снятие крышки и воздуховодов. Патрубки и технические отверстия закрывают заглушками. Выкручивают свечи и болты головки цилиндров.
  2. Поршень в первом цилиндре устанавливается в верхнюю мертвую точку. Снятие стопорной шайбы и звезды. Попускаются контргайки клапанов, а регулирующие выкручиваются до упора.
  3. Снимаются сухари и пружины. Съёмником вынимаются сальники. Втулки смазываются маслом, надеваются на стержень и устанавливаются молотком и оправой.
  4. Собирают узлы и детали в обратном порядке. После, аналогичным алгоритмом меняют остальные колпачки в порядке цилиндров 4 — 2 — 3.

Обслуживание каждого цилиндра нуждается в повороте коленвала на 180 градусов.

Необходимые инструменты и материалы

Самостоятельная замена потребует наличие специального инструмента. Основное специфическое приспособление — «рассухариватель» клапанов. Он понадобится для замены сальника клапана. Устройства и материалы:

  • наборы торцевых и накидных ключей;
  • удлинитель с головками;
  • стержень и молоток;
  • цанговый зажим;
  • прессовочная оправа;
  • пинцет;
  • прокладка под головку;
  • комплект новых колпачков;
  • герметик.

При проведении работ возможна замена прокладок под блок и головку цилиндров. Новые сальники подбираются под конкретную модель двигателя.

Порядок замены маслосъёмных колпачков

Рассмотрим, как производится замена маслосъёмных колпачков на 8 клапанном двигателе без снятия головки:

  1. Снимаем топливный насос и воздушный фильтр.
  2. Отключаем питание аккумулятора и демонтируем распределитель зажигания.
  3. Откручиваем верхнюю крышку блока, отсоединяем зубчатый шкив и массу.
  4. Равномерно откручиваем и снимаем гайки крепления на распредвале и подшипниках.
  5. Демонтируем валы и сальники.
  6. Поворотом коленчатого вала, подымаем поршень в ВМТ на обслуживаемом цилиндре.
  7. Мягкий прут из олова вставляем под клапан через отверстие для свечи.
  8. Снимаем пружины специальным устройством и удаляем тарелки. Проводим замену сальников, спрессовав старые со втулки и установив новые.
  9. Поводим сборку в обратном порядке. Переходим к последовательной аналогичной замене на оставшихся цилиндрах.

Перед установкой в оправу колпачки смазываются маслом. Запрессовываются в тарелку осторожно, без резких сильных ударов.Под шляпками болтов установлены прокладки и уплотнители. Мелкие элементы сортируйте, чтобы избежать их потери.

После замены всех сальников клапанов соберите головку, посадив на герметик и новую прокладку. Гайки затягивайте с определенным моментом усилия, согласно руководству по эксплуатации данного двигателя.

Замена маслосъёмных колпачков без снятия головки

Маслосъемные колпачки выполняют важную функцию в механизме газораспределения (ГРМ) автомобиля, они удаляют лишнее масло со штоков клапанов при их движении и не допускают попадания посторонних веществ в камеру сгорания. При износе маслосъемных колпачков очень важно своевременно их заменить, чтобы избежать повышенного расхода масла и нагара на деталях и механизмах авто. Не имеющие опыта ремонта автовладельцы узнают из этой статьи, как произвести замену колпачков, не снимая головку блока цилиндров.

Что такое ГРМ автомобиля?

Четкое функционирование газораспределительного механизма очень важно для бесперебойной работы двигателя внутреннего сгорания. ГРМ производит подачу горючей смеси в цилиндры и вывод из камеры сгорания отработавших газов.

Своевременное газораспределение обеспечивается за счет движения впускных и выпускных клапанов путем передачи на них усилия с распределительного вала посредством кулачков. В современных моделях автомобилей механизм газораспределения также влияет на мощность и экологичность ДВС.

Функции маслосъемных колпачков

Безостановочная работа механизмов во время движения автомобиля предполагает наличие в ГРМ достаточного количества смазочного материала, который должен смягчать трение деталей, но в то же время не попадать в камеру сгорания. Маслосъемные колпачки несут на себе функцию удаления лишнего масла при работе клапанов и служат заслонкой, препятствующей попаданию смазки внутрь камеры.

Маслосъемный колпачок состоит из 3х комплектующих:
— армированная стальная втулка, служащая основанием колпачка и придающая ему прочность;
— резиновый колпачок, снимающий излишки смазки со штока клапана;
— эспандерная пружина, обеспечивающая плотное прилегание края резинового колпачка к штоку.

В настоящее время резиновая часть маслосъемного колпачка производится из акрилатного или вторичного каучука, в отличие от колпачков старого образца, сделанных из второпласта. Использование современных материалов продлило срок службы этих деталей, но все-таки иногда они приходят в негодность и требуют замены.

Признаки негодности колпачков

Опытный автолюбитель может предположить старение и износ маслосъемных колпачков при появлении следующих признаков:
— увеличивается потребление масла;
— появляется нагар на свечах зажигания;
— из выхлопной трубы появляется синий или сизый дым.

Заметив такие тревожные признаки, владелец машины должен осмотреть ГРМ, клапана и маслосъемные колпачки, и, если его предположения оправдались, незамедлительно провести замену испорченных деталей, не дожидаясь появления более серьезных последствий.

К серьезным последствиям попадания масла в камеру сгорания относят:
— появление нагара на поршнях и в цилиндрах;
— падение компрессии;
— плохое закрытие клапанов;
— холостой ход авто начинает сбоить;
— снижается мощность двигателя.

Нагар на механизмах и агрегатах автомобиля ускоряет их износ и может привести к преждевременному капитальному ремонту двигателя, поэтому не стоит тянуть с заменой изношенных маслосъемных колпачков.

Причины износа маслосъемных колпачков

Основной причиной неисправности маслосъемных колпачков бывает потеря ими эластичности, а также разрушение и отслаивание каучука. Это происходит из-за того, что при работе ДВС колпачки постоянно находятся в зоне повышенной температуры и выполняют огромную работу. Каждый клапан производит более 1000 тактов в минуту, и на каждом такте колпачок снимает излишек масла.

Кроме высокой температуры, каучук подвергается постоянному действию химических веществ — масла и отработанных газов, что тоже укорачивает срок службы изделия. Маслосъемные колпачки имеют свой ресурс прочности, обычно он составляет примерно 100000 км, но в итоге они все равно подлежат замене. Некоторые специалисты считают, что колпачки нужно менять при гораздо меньшем пробеге.

Как заменить колпачки без снятия головки блока цилиндров?

Замену испорченных маслосъемных колпачков можно произвести как со снятием головки блока цилиндров, так и без ее снятия. Обычно замена колпачков без снятия головки проводится в том случае, если износ деталей был обнаружен своевременно, и на поршнях и клапанах не успел образоваться солидный нагар. В противном случае придется-таки демонтировать ГБЦ, снимать нагар и налаживать работу механизма газораспределения.

Нюансы замены колпачков без снятия головки на разных моделях авто отличаются друг от друга, но можно выделить несколько общих этапов:
— дать остыть двигателю и слить масло из системы;
— снять крышку ГРМ, выставить метки на коленчатом и распределительном валах, ослабить привод и снять распредвал;
— рассухарить клапана, то есть демонтировать их толкающие пружины;
— после снятия пружин снять изношенный колпачок со штока клапана при помощи цанги или пассатижей;
— снять пружины с новых колпачков и смазать их внутреннюю поверхность и шток клапана маслом;
— вставить сальник в оправку и насадить на шток, запрессовать его до упора путем легких ударов;
— надеть пружинки на колпачки и засухарить клапана в обратном порядке;
— собрать разобранные агрегаты в обратной последовательности и отрегулировать клапана.
Замена маслосъемных колпачков достаточно трудоемка, поэтому такой ремонт авто лучше запланировать на выходной день. Удачи!

Ссылка на основную публикацию