Что опасней пропан или метан

Какой газ лучше заправлять в авто, метан или пропан

Общая информация

Историческая справка

Начиная с середины XX века, все большее распространение в двигательных системах тяжелого и легкового транспорта начинают получать установки, работающие на углеводородных газах. К концу столетия и в начале XXI века такие установки становятся почти повсеместными и начинают активно внедряться на производстве крупными заводами не только для автобусов и грузовых автомобилей, но также и собственных линеек легковых авто, особенно внедорожников и минивенов, а также различных малогабаритных гибридных моделей.

Причина использования природного газа достаточно проста – он более экологичен и более дешев в использовании в сравнении с бензином. Изначально основанием для использования газовых установок была именно защита экологии, с увеличением стоимости нефти и сообразного роста цен на бензин, более остро встал и финансовый фактор использования газовых ГБО.

Выбор газа как такового понятен, но возникает вопрос, что лучше – пропан или метан. Дать однозначный ответ – погрешить против истины, но для осознанного решения необходимо знать полезные характеристики обоих «претендентов».

Пропан

Пропан относится к классу алканов и является органическим веществом, которое выделяется при крекинге (процессе переработки) нефтепродуктов, также он может выделяться из природного газа. Для целей создания топливной смеси пропан смешивается с этаном и бутаном, в сжиженном состоянии он помещается в баллоны под давлением в 10-15 атмосфер. Пропан – углеводородный газ, он тяжелее воздуха и взрывоопасен при содержании в окружающей среде в количестве 2,1 и выше процентов.

Пропан представляет собой, в промышленном отношении продукт разделения нефтяного или «жирного» природного газа – то есть обладает достаточно высоким содержанием примесей, масел, сопутствующих веществ, нуждается в качественной очистке и фильтрации. Кроме того, согласно известным исследованиям при достаточной концентрации пропан может оказывать наркотическое воздействие на человеческий организм. Увидеть пропан в быту можно в обычной газовой зажигалке.

Метан

Метан относится к категории простейших углеводородов, он существенно легче воздуха и почти не растворяется в воде. Метан находится в обширных подземных месторождениях, где добывается фактически в чистом виде, а затем проходит процедуру фильтрации, дополнения одорантами для запаха. Для использования в качестве топлива метан сжимается до 200-250 атмосфер, содержится в баллоне повышенной прочности и обычно достаточно высокого веса. Взрывоопасность метана наступает при концентрации выше 4,4 процентов в воздухе, при этом он легко уносится воздушными потоками и может накапливаться только в замкнутых помещениях.

Основное удобство метана – его невысокая цена. Кроме того метан является самым чистым газом из всех, доступных для использования в топливных целях, он почти не содержит примесей и нуждается лишь в самой примитивной очистке. При этом для метана, с учетом специфики его использования, требуется достаточно дорогая установка. Данный газ, как и пропан, обладает наркотическим влиянием на человеческий организм, но незначительным, ввиду разреженного нахождения в воздухе. Увидеть метан в быту можно при использовании любой бытовой газовой плиты.

Сравнение метана и пропана

Общие преимущества газов в топливе

Оба газа имеют общие преимущества относительно бензина, что позволяет год от года расширять их применение в двигательных установках.

  • Более низкая цена относительно бензина;
  • Экологическая безопасность, меньшее влияние на здоровье человека;
  • Увеличение срока езды без заправки за счет большего объема топлива, которое можно запасти;
  • В комплексе замедление износа деталей автомобиля, особенно при использовании изначально приспособленного двигателя.

Общие недостатки газов в топливе

Существует также несколько оснований, по которым бензин все еще сохраняет лидирующее положение как автомобильное топливо.

  • Меньшая доступность газов для потребителя (количество заправок, а также центров обслуживания автомобилей с газовыми установками);
  • Падение мощности автомобиля при использовании газового топлива;
  • Повышенный износ некоторых особо чувствительных участков двигателя (например, клапанов) с учетом специфики «сухого горения» газового топлива.

Основные различия метана и пропана

Метан и пропан существенно отличаются друг от друга как по специфике хранения, так и по специфике использования в качестве топлива, каждый имеет свои преимущества и недостатки.

  • По ГБО – дополнение двигателя автомобиля пропановой установкой существенно (до 70%) дешевле, чем установка метанового ГБО;
  • По стоимости – в перспективе, после того, как окупится установка ГБО, метан дает высокую экономию средств на топливо относительно пропана;
  • Снижение мощности – пропан, относительно бензина, дает незначительное снижение мощности до 3-5% двигателя, и то при развитии скорости выше 140 километров в час. Метан «ослабляет машину» до 20%. Но стоит учитывать, что данное обстоятельство было почти нивелировано в современных специализированных установках;
  • Экологическая чистота – пропан имеет примеси и не считается полностью безопасным для человека и экологии. Метан – самое чистое топливо на планете, по своей безопасности превосходящий электрические двигатели и солнечные батареи, находящийся на одном уровне со спиртовыми установками;
  • Вес баллонов и объем топлива – пропан, сжимаемый под невысоким давлением вместе со своим резервуаром, весит в несколько раз легче, чем баллон сжатого метана. При этом пропана можно запасти на путь втрое более долгий, чем метана;
  • Взрывоопасность – метан вдвое менее взрывоопасен, чем пропан, а с учетом рассеивания считается максимально безопасным относительно почти всех других видов топлива. Стоит также отметить, что баллоны метана при аварии повреждаются и деформируются существенно меньше, чем баллоны пропана. Таким образом, доставка пропана становится в перспективе более опасной;
  • Доступность заправок – метановые заправки являются редкостью, их приходится специально искать, заправки с пропаном почти также часты, как бензиновые. При этом оборудование для сжимания, очистки и заправки метана существенно менее сложное, чем пропановое.

Таблица преимуществ и недостатков пропана и метана

Заправка газом может быть удобней, экономичней и функциональней, чем использование бензина, а окончательно определиться в выборе удобного газа можно при помощи следующей таблицы.

Фактор Пропан Метан
Стоимость ГБО Низкая Высокая
Относительно дешевле бензина 1,8-2 раза В 3 раза дешевле
Расход относительно бензина (на 10 литров) 11-11,5 литров 8-8,5 кубов
Вес среднего баллона 20-30 кг 60-125 кг
Запас топлива на средний комплект (километров хода) 600-1000 км 250-350 км
Взрывоопасная концентрация в воздухе 2,1% 4,4%
Вредное влияние на детали двигателя высокое низкое
Сжатие в баллоне 10-15 атмосфер 200-250 атмосфер
Экологическая безопасность Высокая Полная
Падение мощности двигателя относительно бензина 5% 20-30%
Октановое число 100 110
Доступность заправок Почти равно бензиновым По 1-2 на крупный город

Вывод

Конечный выбор остается за автомобилистом – метан безопасней и дешевле, но дороже по установке и эксплуатации, пропан более распространен, дешевле по установке, баллоны меньше весят, но он взрывоопасен и более вреден. В любом случае – газовая заправка на АГЗС остается удобной и перспективной альтернативой заправки бензином, при этом она более функциональна, чем езда на электричестве или спирте.

Что лучше выбрать для авто, ГБО метан или пропан

Метан или пропан на авто, что лучше – этот вопрос всегда задаёт та категория водителей, которая решила перейти на альтернативные источники топлива. Попытаемся разобраться какой газ лучше для автомобиля. Выясним слабые и сильные стороны оборудования, сделаем соответствующие выводы.

Сравнение двух видов топлива

Между газами существуют солидные различия. Это касается хранения и эксплуатации (пользования). Применимо к автотранспорту:

  • Метан – экологически чистый природный газ, добывается в месторождениях из недр земли. Автомобили с метановым ГБО маркируются — CNG (Compressed Natural Gas) сжатый природный газ или КПГ (компримированный);
  • Пропан-бутан – смесь двух газов, получаемая при деятельности нефтяной промышленности. Маркировка LPG (Liquified Petroleum Gas) или СНГ (сжиженный нефтяной газ).

Хранение и перевозка метана как автомобильного топлива осуществляется под давлением 200-250 атмосфер (измеряется кубическими метрами), пропан-бутана 14-18 атм. (в литрах). Оба вида горючего широко применяются на легковых авто, грузовых, пассажирских и сельхозтехнике. В двигателях внутреннего сгорания бензиновых, дизельных (газодизель), газовых.

Рассмотрим основные плюсы и минусы авто на метане и пропане, в таких показателях как:

  1. Цена и конструктивная разница между газовым оборудованием.
  2. Финансово экономические выгоды.
  3. Характеристики мотора.
  4. Безопасность.
  5. Наличие заправочных станций.
  6. Вопросы, касающиеся экологии.

Отличия ГБО метан от пропанового

Стоимость и установка газобаллонного оборудования работающего на пропане обойдётся дешевле, нежели монтаж ГБО на метане. Цифры впечатляющие, разница в цене может составить колоссальный разрыв. Например пропановая газовая установка 4 поколения на легковое авто в среднем может стоить от 25-35 тыс. рублей. Аналогичное метановое оборудование на тот же автомобиль обойдётся в самом дешёвом варианте от 60 тысяч рублей. С коммерческим транспортом всё ещё сложнее.

Основной вклад в отличие вносит цена на газовые баллоны и их установку. А если этот факт применить к мощным машинам или грузовым, где ставят не один и не два баллона, то переоборудование обойдётся в круглую сумму.

Так как газ метан сжимается под большим давлением, для его транспортировки требуются толстостенные, тяжёлые ёмкости. К тому же метановые сосуды имеют только цилиндрическую форму, что может затруднить выбор места под установку и занять полезный объём багажного отделения. В отношении массы есть альтернативное решение – композитные баллоны разных размеров, но цена их слишком велика (к примеру, сосуд на 80 литров будет стоить от 35 000 рублей в комплекте с запорной арматурой и крепежом).

Пропан в этом плане выгоднее – существует огромный выбор относительно лёгких, дешёвых тороидальных (в нишу запасного колеса) или цилиндрических баллонов.

Также отличаются газовый редуктор, топливные магистрали (для метана ставят металлические с защитным покрытием, опять же из-за давления). В пропановом ГБО применяется медь или пластик. С КПГ редуктором ставится манометр для контроля давления и как опция, электронный датчик с выводом индикации в салон — топливомер газа.

Своё заправочное устройство у метанового оборудования. В остальном газовые системы схожи.

Расход газа и окупаемость

Сравнивая и выбирая, какое ГБО поставить на автомобиль, метан или пропан, в первую очередь считают срок окупаемости оборудования.

По понятным причинам просчёт точной экономики, в рамках данной статьи, сделать сложно (скачки цен на топливо и оборудование, особенности ТС, амортизация). Поэтому произведём усреднённый расчёт, где каждый, зная параметры своей машины, может подставить их, получив более конкретные цифры.

  • цена бензина 43 руб., пропана 20 руб., метана 17 руб.;
  • пробег за месяц 3000 км.;
  • автомобиль (ДВС 4 цилиндра, бензин, расход бензина на 100 км пробега 10 л. – 12900 рублей за месяц);
  • стоимость ГБО: пропан 30 000 руб., метан 60 000 руб.

Считается, что расход пропан-бутана по отношению к бензину выше на 10-35%. Возьмём максимальное значение – 35%, таким образом, коэффициент потребления относительно бензина составит 1,35. Получается, что на пропане расход на сотню составит 13,5 литров. В месяц 405 л. газа – 8100 руб. Выгода 37% или 4800 рублей.

Метан измеряется в кубометрах, его потребление к бензину в среднем на 10% меньше (выведено опытным путём) — коэф. 0,9. В нашем случае – 9 м3. По итогам месяца 270 метров кубических – 4590 руб. Выгоднее почти на 65% или 8310 рублей.

1. СНГ (стоимость ГБО/выгоду): 30000/4800=6,25 месяцев или (окуп.*пробег): 6,25*3000=18750 км. пробега;

2. КПГ – 60000/8310=7,22 мес. или – 7,22*3000=21661 км.

Влияние газомоторного топлива на двигатель

Газ в двигателе сгорает медленнее бензина, так как октановое число метана 120, а пропан-бутановой смеси около 105. По этой причине появляются температурные нагрузки на выпускной тракт, потеря мощности и завышенный расход горючего.

Решаются эти проблемы с установкой вариатора опережения угла зажигания (на некоторых марках делается прошивка контроллера ГБО). Рекомендуется установка на метан и на пропан.

По многочисленным отзывам водителей, как не настраивай авто на метане, всё равно динамические характеристики мотора снижаются примерно на 10%.

Преимуществом метана, также является тот факт, что сам по себе газ на много чище СНГ. Соответственно газовое оборудование проще и дешевле в обслуживании. К тому же при зимней эксплуатации нет проблем с замерзающим конденсатом. Недостатком будет меньшее количество СТО занимающихся КПГ. С пропаном ситуация обратная.

Безопасность

При утечке пропана газ концентрируется по низу, с этой точки он более пожароопасен. Метан же напротив очень быстро растворяется в воздухе. Но если утечка происходит на открытом пространстве можно не переживать. В закрытом помещении – жди беды.

Многочисленные рассказы о взрыве метановых баллонов, имеют место быть, но эти случаи во многом происходят из-за не своевременного контроля установленного оборудования и игнорирование требований по переосвидетельствованию емкостей.

Заправка и запас хода

На метане дальние загородные поездки противопоказаны – это правда. Заправочные комплексы АГНКС – скорее экзотика, нежели реальность. Их катастрофически не хватает и расположение неудобное. А в сосуд на 80 литров — один из распространённых вариантов для легковой машины, входит 19м3 метана (примерно 200 км хода).

При определённых обстоятельствах, имеется решение данного вопроса. Заправлять личный автомобиль можно с помощью индивидуального домашнего компрессора (мини АГНКС, АГНКУ). Но цена на него в районе 350-500 тысяч рублей, хоть и газ обойдётся более чем вполовину дешевле.

Пропановая сеть АГЗС весьма разветвлённая, заправиться можно практически в любом месте. Вот только качество СНГ часто оставляет желать лучшего.

Ещё один несущественный, но минус – процесс закачки CNG длится немногим дольше.

Экология

Этот показатель интересует автолюбителей в последнюю очередь, но в экологическом плане к метану претензий практически нет. Он гораздо чище конкурента, у которого содержится достаточно большое количество вредных примесей. При сгорании метана почти полностью отсутствуют загрязняющие окружающую среду вещества. В современных мегаполисах этот вопрос очень актуален.

Заключение

Безусловно, что после сравнения видов газового топлива выбор остаётся за владельцем транспортного средства. Именно он принимает решение и сам определяет, какое газовое оборудование лучше выбрать, ведь всё очень индивидуально. Ко всему прочему перечисленные показатели зависят от ряда факторов:

  • поколения оборудований;
  • правильность и своевременность регулировки, обслуживания установки;
  • манера вождения транспортного средства;
  • климатические, а также географические условия эксплуатации.

Сравнительная таблица основных отличий метана от пропана

что взрывоопаснее пропан или метан

При выборе типа газовой аппаратуры для автомобиля возникает вопрос: «Что лучше пропан или метан?». Однозначно ответить нельзя. Прежде всего нужно взвесить достоинства и недостатки того и другого,расставить приоритеты,просчитать средний пробег автомобиля

При выборе типа газовой аппаратуры для автомобиля возникает вопрос: «Что лучше пропан или метан?». Однозначно ответить нельзя. Прежде всего нужно взвесить достоинства и недостатки того и другого,расставить приоритеты,просчитать средний пробег автомобиля и окупаемость оборудования.

«Пропан» — сжиженный нефтяной газ при нормальной температуре и небольшом давлении (10-20 кгс/см2) находится в жидком состоянии. Основные компоненты — этан,пропан,бутан. Эти газы получают при переработке нефти.

Октановое число по моторному методу у пропана — 96-100

Нужно учитывать 12% перерасход по литражу по сравнению с бензином из-за меньшей плотности газа и наполняемости цилиндров газо-воздушной смесью. Падение мощности на пропан-бутановой смеси примерно 5%. В отечественном пропане содержится некоторое количество серы, что не позволяет увеличить интервал замены масла в двигателе

На пропановых заправках вас обслуживает заправщик,на метановых — самообслуживание.
Стоимость комплекта пропанового ГБО в 2 — 3 раза ниже чем метанового.

«Метан» — сжатый природный газ

Октановое число по моторному методу у метана — 110. Сжатый газ в 1.6 раза легче воздуха и при утечке моментально улетучивается, тогда как сжиженный нефтяной газ тяжелее воздуха в 1.5-2 раза и при утечке накапливается в помещениях и приямках, образуя с воздухом взрывоопасную смесь. Нижний предел концентрации в воздухе для воспламенения у метана 5%, а у пропан-бутана — 2%. Таким образом метан менее взрывоопасен по сравнению с пропаном. Расход метана по сравнению с бензином 1 м.куб. газа — к 1 литру бензина, но при меньшей мощности.

Снижение мощности обусловлено: 1. большим стехиометрическим соотношением с воздухом и как результат — меньшим наполнением цилиндров газо-воздушной смесью. 2

Можно компенсировать путём установки более раннего угла опережения зажигания вращением октанкорректора или подключением соответствующего вариатора.

Стоимость одного м.куб. метана 2грн40коп, что гораздо дешевле пропана и уж тем более бензина. Метановых заправок в Одессе две. Работают круглосуточно

Интервал замены масла в двигателе можно увеличить в 1.5 раза. Стоимость ГБО метан повыше чем пропановое. При наличии шланга высокого давления можно «передувать» метан из одной машины в другую до тех пор, пока давление в баллонах не выровняется. При установке на легковой автомобиль желательно сразу усилить задние рессоры и пружины или сделать вставки под задние стойки.

Стоимость ГБО + сожжённый газ при пробеге примерно в 40 тыс км сравниваются, а дальше в выгоде перевес на стороне метана.

В итоге получается что на комерческий грузовой транспорт горазо выгоднее ставить метан. На легковые такси, авто с большими объёмами двигателей, а так же тем у кого суточный пробег 150 км и более — метан. Пропан пусть ставят те кто использует багажник полностью и не может постоянно возить 100 кг баллонов, те у кого близко нет метановой заправки или нет времени стоять в очереди на ней и те, кто не хочет «выкладывать» кругленькую сумму сразу на дорогостоящее метановое ГБО.

Сообщества › Ремонт и Эксплуатация ГБО › Блог › Пропан или Метан?

У автолюбителей много спора насчёт выбора газовой установки, Пропан или Метан, какой газ более щадителен для ДВС и безопасней в эксплуатации. Одни за метан и с удовольствием бы установили на своих коней именно метановую установку, а другие только за пропан. Сам я за пропан и причины у меня есть, но хочу услышать мнение других владельцев машин на газе и просто автолюбителей. А вы за что и почему вашь выбор пал именно на метан или пропан?

Смотрите также

Комментарии 144

что могу сказать у пеня BRC 4 поколения пропан машина альфа 147 проехал больше 100000 по дорогам России евпропы за это время менял только фильтры и настроил под себя централку расход город 400 км трасса 500 +_ бак запаска 42 литра заправка 36 максимум 38л.потери мощности процентов 7 чуствуется на горных дорогах и прирезком наборе скорости после 5000 переход на бензин все покрывает заправки везде в польше удивило даже в частных домах во дворе в еврорпе газ дешевле в 2-3 раза чем бензин .также тут в ходит в моду дизель метан уже заводская установка

Пропан:
+ дешевле установка
+ легче установка, можно установить «таблетку» вместо запаски
+ большой пробег на одной заправке
+ лучше сеть заправок
+ меньше потеря мощности (на метане мощность теряется ощутимо)
+ лучше для двигателя (не так «сушит» клапана) — спорный плюс — если у кого есть точная инфа — прошу в студию))

Метан:
+ более-менее одинаковое качество метана (пропан везде разный, что требует постоянной регулировки оборудования)
+ меньший расход — примерно на 15-20% в м3 от расхода на бензине (расход пропана — в литрах — на 5-10-20% больше от бензина)
+ меньшая цена — тут надо смотреть какая страна (в Украине сейчас пропан дешевле) и учитывать расход.
Этот жирный плюс может перевесить все пропановые плюсы, особенно на коммерческих авто — такси, Газель, ЗИЛ и т.д.
Посчитайте — если таксист, каждый раз, заправляясь метаном, будет откладывать разницу с бензином, учитывая разницу в расходе, то к 250-300тыс пробега денег будет на новый Ланос. А 300тыс — это 3 года.

По поводу убийства ДВС — у нас в регионе ВСЕ таксисты на газу, 80-90% — на метане. Пробеги без ремонта — 300 — 400 тыс. км. Авто — Ланос, Нексия, Шевроле Авео, ВАЗ 09-10, Калина. Октановое число как пропана так и метана более 100,что больше бенза — нужно внимательно отнестись к опережению зажигания и клапана будут в порядке, а для ДВС — это работа без детонации.

По поводу безопасности — от утечек топлива горят машины все — и бенз и метан и пропан — следить нужно. Тут самый безопасный дизель. По поводу взрыва метановых баллонов — взрываются или пластик или облегченные стальные. Или если впихают кислородные — там рабочее давление ниже. Не знаю ни одного случая взрыва испытанного стального метанового баллона. И еще по безопасности — учтите, что при утечке пропан тяжелее воздуха и может скапливаться в низинах — например в смотровой яме, а потом взорваться даже через пол года, если яма оштукатурена хорошо — пропан там долго останется. При утечке метана, который легче воздуха, он просто улетучится в атмосферу.

Итог — каждый выбирает сам исходя из своих соображений, авто, пробега, местности и т.д. Всем добра и удачи на дорогах!

ПОЧЕМУ МЕТАН, А НЕ ПРОПАН.поясню чтобы не мучали советами.

Hyundai Sonata 2011

  • Уже не в первый раз слышу, что пропан можно было прилепить дешевле, места в багажнике осталось бы поболее и пр. Как правило советуют те, кто не в теме. Люди! Я все эти доводы приводил себе не раз, пока решал чего же ставить: МЕТАН или ПРОПАН. Ну не такие мы богатые чтобы от безделья купить то, что подороже. И не такие экономные, чтобы не заметив реальной выгоды хапнуть быстренько чего недорого лежит. Скажу сразу, что на всех моих машинах, кроме дизеля и японских праворульных, у меня везде стоял пропан. На последней Волге было итальянское оборудование четвёртого поколения. А когда работал в такси на хозяйских авто стоял метан. Так что знал о чём речь идёт.

    Метан перевесил, а почему? Расскажу по порядку. Живём мы с вами в такой стране, где все норовят надуть ближнего своего, причём на каждом шагу. Сравнивая с последней Волгой могу привести пример, как меня не раз заправляли в 50-ти литровый баллон 53-55л газа, это самая лёгкая шалость заправщиков. А вот бывало заправят непонятно чем, после чего в лучшем случае фильтра газовые поменять, а в худшем полностью заменить все мембранки-резинки, не считая простоя у мастера. Плюс расход пропана идёт с коэффициентом 1.2 к бензину, а у метана 0.8-0.9 (исключительно со слов мастера). Т.е. расход пропана больше чем бензина, а метана чуть меньше. А химией бодяжат, потому что пропан сжиженный газ, а метан сжатый, он к тому же не так требователен к холодным пускам. Опять же к моменту моих раздумий бензин стоил 25руб, пропан 16руб, а метан 8руб. А поэтому при расходе в городе летом и с климатом 12-13л бензина, получаем 25*12=300руб/100км=3руб/1км и даже более. На пропане, с учётом что расход выше чем на бензине: 13*16=208руб/100км=2руб/1км. А на метане даже 12*8=96руб/100км, по факту и впрямь меньше. Вот вам и весь расклад: 3-2-1. Проще и доступнее я не умею объяснять. Из этих цифр понять сможет любой, что экономия на пропане 1руб/1км, а на метане 2руб/1км. Учитывая, что бензин подорожал, то разница даже больше. Правда пропан немного стал дешевле. Исходя из этого я при раздумьях посчитал, что если пропан последнего поколения обойдётся примерно 20.000руб, а метан 40.000руб, то окупаются они за одинаковые 20.000км пробега. Правда у меня теперь прибавка в цене из-за добавленного баллона, поэтому окупится за 30.000км. Денег даже перезанять имеет смысл, всё равно окупается быстро.

    А посему: не надо мне советов, что можно было «бублик» впихнуть и было бы всем счастье! Я осознанно пошёл на это, т.к. грузим мы багажник только при дальних вылазках на природу. А по месту и по городу я сумки не вожу. Значит, если надо будет три-четыре раза в год много погрузить, то как-нибудь потеснимся и поместимся. Но остальные 360 дней в году я очень комфортно перевезу себя самого или например дочку в школу и обратно. Нам в это время не важно сколько места есть в багажнике! Ведь ездят же люди на Матизах и им нравится, а там багажника и на заводе не сделали.

    Вот кому нужен пропан, пожалуйста. А меня всё устраивает, но при этом я никоим образом не навязываю своё мнение, а просто делюсь впечатлениями. Удачи на дороге!

  • Ссылка на основную публикацию